nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

АРИСТАРХ ЛЕНТУЛОВ (1882-1943):
ЧИСТО РУССКИЙ АВАНГАРД

        125 лет, которые исполняются Аристарху Лентулову сегодня, 16 января 2017 года, - вполне круглая дата. Все как-то сходятся на том, что творчество Лентулова оказалось одним из основополагающих образцов  и для общества «Бубновый валет», членом-учредителем которого он был со дня его основания, и для русского авангарда в целом. Однако, возможно, он все-таки попадал в поле зрения искусствоведов несколько меньше, чем того заслуживал, в отличие, от его коллег по творческому объединению, например, Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.
        Лентулов был родом из Пензенской губернии, которая дала миру еще одного гения авангарда, правда в несколько другой области – театральной. Из Пензы происходил великий Всеволод Мейерхольд.
        Правда, в отличие от сына водочного короля Мейерхольда, Аристарх Лентулов происходил из семьи священника, причем лишился отца в возрасте двух лет. Казалось, его жизненный путь был предрешен раз и навсегда: духовное училище, семинария и приход, как и у его отца. Но вместо этого молодой человек в 1898 году поступил в Пензенское художественное училище к Н.Д.Селиверстову, а затем продолжил учебу в Киеве у Н.К.Пимоненко.
        В Академию художеств в Петербурге Лентулову поступить не удалось, хотя он и предпринимал такую попытку. Из Киева ему тоже пришлось уехать из-за чрезмерно эксцентрического поведения. В поисках собствеенной творческой манеры Лентулов опирался на работы Врубеля и Малявина.
          С 1907 года Лентулов дружил с Давидом Бурлюком. Еще со студенчества он начал выставляться в основном с портретами и пейзажами. А с 1910 года Лентулов продолжил обучение в Париже  в частной Академии живописи Ля Палетт, там же он сблизился с Ж.Метценже и А.Глезом, которые развивали идеи кубизма.
          Конечно, в полной мере идеи кубизма Лентулов никогда не разделял, но определенные новаторские кубистические приемы в его работах все же начали появляться. Однако, его полотна дореволюционного периода с их буйством красок и форм ближе к экспрессионизму или фовизму, нежели к более холодному и сдержанному в колористическом отношении европейскому кубизму 1910-х гг.
          После революции жизнь Лентулова не была отмечена никакими особыми потрясениями. Он преподавал, сначала во ВХУТЕМАсе, затем в Суриковском институте, принимал участие во множестве выставлк, в том числе и международных, сотрудничал с театрами в том числе и с Камерным Таирова, был в числе основателей нескольких художественных объединений, например, Общества московских художников, куда вошли и многие из его товарищей по «Бубновому валету». В 1933 году состоялась его вполне успешная персональная выставка, посвященная 25-летию его творческой деятельности.
          Лентулов умер в Москве  в апреле 1943 года после тяжелой болезни и операции. Он прожил 61 год вполне счастливой и благополучной жизни. Интересно, как бы все сложилось, если бы Аристарх Лентулов пошел по стопам отца и стал священником?
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments