Часть 3.
Дмитрий Безперчий. Бандурист. 1860-е гг.
Период с начала 1860-х годов считается временем творческого расцвета Дмитрия Безперчего. В это время он создаёт свои лучшие произведения: «Бандурист», «С поля», «Сватанье на Гончаровке».
Искусствоведы считают картину «С поля» (1860) чуть ли не самым значительным среди жанровых произведений художника. Оно представленно в экспозиции Харьковского художественного музея, но, к сожалению, ее репродукцию мне найти не удалось. Обычно пишут, что это полотно «отмечено серьезными творческими поисками в решения темы сельской украинской жизни, навеянной поэзией Т.Г. Шевченко». Картина достаточно академична по композиции и живописи, а пейзаж вносит в нее элемент романтизма.
Мне удалось найти только «Бандуриста», симпатичную жанровую композицию, на которой четверо молодых людей, две девушки и двое парней, слушают игру слепого странствующего музыканта. Лирические мотивы явно пробуждают у девушек, стоящих, обнявшись, за спиной бандуриста соответствующие мечтания, а менее чувствительных юношей погружают в сладкий спокойный сон. Один из молодых людей силящий справа от бандуриста, калека с изуродованной ногой в дорожной одежде, рядом с которым лежит посох, вероятно, сопровождает старого музыканта в его бесконечных. Эта трогательная сценка разыгрывается на фоне некоего почти идиллического пейзажа с зелёной рощицей справа, рекой и населенным пунктом у ее излучины, в котором трудно угадать какой-то реальный украинский город.
Дмитрий Безперчий. Пейзаж
С начала 1860 и до конца 1890-х годов Безперчий, вспомнив семейные традиции, работал для церквей в селах Слободской Украины, в Крыму и в самом Харькове в церквях и часовнях при тех гимназиях, где он преподавал. Во время своих путешествий по Украине художник находил массу тем для своих новых картин, писал жанровые сценки, пейзажи, в том числе родной Борисовки, окрестностей Харькова, а также южного берега Крыма, в частности Алупки, и других украинских городов.
В 1896 году в кругу близких друзей Безперчий отметил 50-летний юбилей творческой и педагогической деятельности, отказавшись от публичных и официальных торжеств. Он был очень скромным человеком, который никогда не стремился к славе и популярности, и считал себя больше педагогом, чем художником.
После юбилея он ушел в отставку, и как проходила его дальнейшая жизнь – неизвестно. Также очень мало известно о его личной жизни. Но он был женат, имел семью, и, судя по всему, последние годы жизни мирно и благополучно провел среди любимых близких людей, продолжая заниматься искусством.
Дмитрий Иванович Бесперчий умер 17 сентября 1913 года в Харькове в почтенном возрасте 88 лет. В последний путь его проводили лишь немногие из коллег и учеников. После его смерти его супруга передала все его творческое наследие в Харьковский художественный музей.
Это была очень простая жизнь, без безумных взлетов и глубоких падений, без роковых любовных страстей и без порочных увлечений. Но ведь при этом разве не так хотели бы прожить свой век очень многие из нас: спокойно и достойно, занимаясь любимым делом, имея надёжную семью и верных преданных учеников. Дмитрию Безперчему это удалось.