nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДВЕ ГРЕШНИЦЫ: СЕМИРАДСКИЙ vs ПОЛЕНОВ

Часть 1. Генрих Семирадский. Грешница. 1873


Генрих Семирадский. Грешница. 1873

В 1858 году была впервые опубликована поэма Алексея Константиновича Толстого «Грешница». В наше время это прочно забытое поэтическое произведение поминают, вероятно, лишь специалисты-литературоведы. Но во второй половине 19 века «Грешница», несмотря на достаточно критические отзывы современников, была одной из самых популярных поэм, которую охотно читали со сцены профессиональные актеры-чтецы, но ещё более охотно декламировали любители на домашних литературных вечерах, о чем несколько раз даже упомянул в своих произведениях Антон Чехов (в пьесе «Вишневый сад» и в рассказе «Лишние люди»).


Илья Репин. Портрет писателя Алексея Константиновича Толстого

В это время в России были довольно популярны альтернативные богоискания, и потому произведение, в котором автор представил собственный взгляд на известную евангельскую историю, оказалось не только модным, но ещё и актуальным относительно духовных поисков русского общества.
Текст Евангелия от Иоанна, описывающий эпизод с грешницей, гласит:
«…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши…»
У Толстого действие происходит в некоем увеселительном заведении (видимо, всё-таки в борделе, как его представлял себе автор):
«…Кругом и зелень, и цветы,
И меж столбов, у входа дома,
Парчи тяжелой переломы
Тесьмой узорной подняты;
Чертоги убраны богато,
Везде горит хрусталь и злато,
Возниц и коней полон двор…»
Гости этого заведения пируют в окружении дам «с низкой социальной ответственностью» и при этом ведут разговоры о политике, бизнесе и новостях, самой интересной из которых оказывается появление в городе необыкновенного проповедника:
«… Не терпит гнева он, ни мщенья,
Он проповедует прощенье,
Велит за зло платить добром;
Есть неземная сила в нем…»
Главная местная красотка, роскошную внешность которой Толстой описывает весьма подробно и живописно
(…Глаза насмешливы и смелы,
Как снег Ливана, зубы белы,
Как зной, улыбка горяча;
Вкруг стана падая широко,
Сквозные ткани дразнят око,
С нагого спущены плеча…),
заявляет, что никакому самому красноречивому и добродетельному человеку не удастся ее переубедить сойти с порочного пути, и что, наоборот, это она сама сможет совратить кого угодно. В итоге, встреча с Иисусом оказывается для нее переломной, и в финале, осознав величие Мессии и глубину своего падения, героиня перерождается:
«…Бледнеет грешница младая,
Дрожат открытые уста,
И пала ниц она, рыдая,
Перед святынею Христа».
В общем, история была изложена исключительно живописно, и совершенно не удивительно, что в один прекрасный день поэма «Грешница» стала источником вдохновения для художника Генриха Семирадского, который в 1873 году создал одноименную картину на соответствующий сюжет.
«Грешницу» художнику заказал великий князь Владимир Александрович, и Семирадский работал над ней в Риме, куда приехал в 1872 году после краткого пребывания в Мюнхене, получив деньги (2000 руб.) от Академии художеств за картину «Римская оргия блестящих времен цезаризма».

Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872

Художник закончил «Грешницу» к весне 1873 года, и ее едва успели доставить в Петербург, чтобы показать на Академической выставке. Но несмотря на то что что «Грешницу» можно было видеть всего два дня, даже за этот краткий срок публика успела прийти в дикий восторг от творения молодого живописца (Семирадскому тогда ещё не было и тридцати лет).
За создание этого полотна Академия художеств присвоила Семирадскому звание академика. Картина была приобретена наследником цесаревичем Александром Александровичем за 10 000 рублей. И в том же году полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Вене, где Семирадский получил свою первую международную награду — медаль «За искусство».
Разумеется картину и критиковали, прежде всего передвижники, особенно Крамской, который категорически не разделял эстетические воззрения Семирадского. Он писал о «Грешнице» так:
«…от картины сходят с ума… Талант этот не из тех, кто незаметно входит в интимную жизнь человека, сопровождает её всегда, и чем дольше, тем делается всё необходимее. Нет, этот налетит, схватит, заставит рассудок молчать, и потом вы только удивляетесь, как это все могло случиться…»
Из чего можно сделать вывод, что и Крамской в какой-то момент оказался под сильным впечатлением этого чисто академического творения. Но потом, разумеется, спохватился, и начал критиковать:
«… Христос с апостолами несколько мизерен… да и сама грешница не из тех, которые бросают развеселую жизнь…»
Возмущался и Владимир Стасов, едко и назвавший картину «трескучей декорацией»:
«… Главного нет! Значит ничего нет! Остальное будет только потехой для глаз или полезной наукой для учащихся школяров».
На самом деле Семирадский довольно точно проиллюстрировал основную сцену поэмы. Христос в сопровождении своих учеников появляется возле дома где живёт главная героиня, грешница. Художник явно пытался представить тот самый, ключевой, момент "Грешницы", когда происходит духовное перерождение блудницы.


Продолжение следует…
Tags: истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments