nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДВЕ ГРЕШНИЦЫ: СЕМИРАДСКИЙ vs ПОЛЕНОВ

Часть 2. Генрих Семирадский. Грешница. 1873


Картина Семирадского четко разделена на две половины, причём зримым обозначением этого разделения выступает причудливый искривленный ствол дерева. Слева находится Христос и его апостолы, одетые в скромные светлые одежды. Также на заднем плане можно увидеть достаточно условный пейзаж, представляющий окраину Иерусалима, и группы людей, занимающихся своими обыденными делами. К чести художника следует сказать, что эти второстепенные персонажи отнюдь не выглядят как картонные статисты, лишь отменяющие главных персонажей, а наоборот добавляют в картину некоторую долю здорового реализма.
Семирадский работал над картиной в Риме, изначально не предполагая поездки в Палестину для работы на натуре, но он был уверен, что ему будет достаточно собственного воображения, а также яркого света итальянского солнца, который «насытит пространство, выхватит из него одни фигуры и закроет другие».
Справа размещены персонажи, относящиеся к миру грешницы, ее подруги и «коллеги» и их гости, вернее, клиенты. Эта пестрая толпа одета в гораздо более роскошные наряды. Художник весьма детально выписывает эффектные дорогие ткани, золотые украшения с драгоценными камнями. Хмельную компанию, многие из участников которой публично предаются сладострастию, развлекают музыканты.
Разумеется, художник сосредоточил основное внимание на двух основных персонажах – Иисусе и грешнице. Но если композиционно их фигуры действительно выделяются и противопоставляются друг другу, то передать глубину их психологического и идейного противостояния у художника явно не получилось. Его блудница больше всего напоминает какую-то мелкую авантюристку, которую застали на месте преступления, хотя и считается, что в целом ее образ художнику удался. А образ Христа явно недостаточно глубок и харизматичен, чтобы убедить зрителя в том, что он действительно способен своей внутренней духовной силой заставить раскаяться падшую женщину, очевидно довольную своей жизнью.
Однако значение «Грешницы» Семирадского вовсе не в глубоком отражении психологического противостояния порока и добродетели. Суть того, что сделал художник уловил ещё Крамской:
« [картина]… написана так дерзко и колоритно, в смысле подбора красок (а не органического колорита), так сильно по светотени, и так много в ней внешнего движения, эффекта, что публика просто поражена…»
Искусствоведы утверждают, что именно работая над «Грешницей», Семирадский «впервые нашёл свой главный конёк — использование пленэрных эффектов в большом холсте, написанном на сюжет из далёкого прошлого», и что тогда «это явилось новостью для русского искусства… А сведение воедино пленэрной живописи и евангельского сюжета дало впечатление иллюзии, достоверности, реальности легендарных событий».

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment