nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДВЕ ГРЕШНИЦЫ: СЕМИРАДСКИЙ vs ПОЛЕНОВ


Часть 3. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888


Василий Поленов. Христос и грешница. 1888

Итак, после несомненного успеха и откровенного резонанса картины Семирадского «Грешница» стало очевидно, что эта тема для русского искусства является неожиданно важной и актуальной. И следующим за неё взялся Василий Поленов, художник того же поколения, что и Семирадский (Поленов был младше Семирадского на год), но совершенно иных художественных принципов.
Для Поленова главным ориентиром в том, что касалось религиозной тематики, всегда был Александр Иванов с его эталонным «Явлением Христа народу», и потому он также полагал, что для идеальной передачи духа евангелических текстов нужна идеально достоверная и качественная работа на натуре. В отличие от Семирадского, для которого главным было его воображение и художественное чутье, Поленов предпочел совершить далёкое и небезопасное путешествие в Палестину, чтобы максимально приблизиться к тому, о чем он собирался рассказывать в своей работе.
Он вообще подошёл к теме земной жизни Иисуса Христа абсолютно систематически, поскольку решил написать целый цикл картин, который впоследствии получил общее название «Из жизни Христа» и в который вошли более 60 произведений, которые Поленов создавал на протяжении более 30 лет. Художник называл их «цитатами из Евангелия», но при этом старался, чтобы это не было простое иллюстрирование священных текстов. Идея Поленова заключалась в том, чтобы «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».

Василий Поленов. Эскиз к картине "Христос и грешница". 1873

Любопытно, однако, что самой первой картиной цикла оказалась как раз работа «Христос и грешница». Вообще-то, Поленов задумался о живописном произведении на эту тему раньше, чем Семирадский. Его первые наброски картины датируются примерно 1868 годом. Но если Семирадский просто взял и написал свою «Грешницу», то Поленов сначала выполнил некоторое количество эскизов, набросков и рисунков на соответствующую тему, затем детальнейшим образом изучил «Явление Христа народу», а также модную в то время книгу «Жизнь Христа» Эрнеста Ренана. Далее он оценил, как к проблеме человеческого начала в Иисусе подошли его коллеги Николай Ге («Тайная вечеря», 1863) и Иван Крамской («Христос в пустыне», 1872). И вот после всей этой глобальной теоретической подготовки к началу 1880-х годов работа над проектом благополучно застопорилась.

Николай Ге. Тайная вечеря. 1863

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872

Толчком, который сдвинул дело с мертвой точки, оказалась семейная трагедия художника. В 1881 году умерла сестра-близнец Василия, Вера Поленова (по мужу Хрущева). Перед смертью она взяла с брата обещание закончить картину «Христос и грешница» и более того, она пожелала, чтобы это была картина большого формата. И Поленов обещал, точно зная, что выполнит волю любимой сестры, чего бы ему это не стоило.

Вера Дмитриевна Поленова

В 1881 году художник вместе с друзьями искусствоведом и художественным критиком Андрианом Праховым и промышленником и археологом-любителем (а также спонсором поездки) Семёном Абамелек-Лазаревым отправился в путешествие по Ближнему Востоку. И основной целью Поленова была именно работа на натуре для картины «Христос и грешница».

Василий Поленов. Этюд к картине "Христос и грешница". 1876

Продолжение следует…
Tags: истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment