nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДВЕ ГРЕШНИЦЫ: СЕМИРАДСКИЙ vs ПОЛЕНОВ

Часть 4. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888



Можно сказать, что в какой-то мере эта первая поездка Василия Поленова в Палестину вполне удалась. Он получил большой запас новых впечатлений, сделал массу зарисовок и этюдов, познакомился с местной природой, архитектурой, традициями и обычаями жителей. Все это, конечно, было очень занимательно и полезно, но совершенно не продвинуло художника в его работе над «Христом и грешницей». Во время поездки он занимался чем угодно, но только не эскизами к запланированной картине.
После возвращения в Россию Поленов тянул еще почти два года, когда нечистая совесть заставила его, наконец, встать за мольберт и приступить к основной работе над большим холстом. В то время он уже начал преподавать в Московском училище, поэтому над «Христом и грешницей» работал урывками. Но даже эти короткие всплески творческой активности убедили Поленова в том, что материала, собранного во время его путешествия на Ближний Восток, для его текущей задачи определенно недостаточно. У него оказалось выполнено изрядное количество пейзажных зарисовок и архитектурных этюдов, но не хватало изображений людей.

Василий Поленов. Голова мужчины в синем покрывале. 1880-е гг.

Василий Поленов. Голова еврея.1880-е гг.

Василий Поленов. Голова девушки в белом покрывале. 1880-е гг.

Проблему нужно было решать радикально. И вот, чтобы восполнить пробел, Поленов взял в училище годичный отпуск и вместе со своей супругой, Натальей Васильевной, в конце октября 1883 года отправился в Рим (куда же еще!), побывав по дороге в Вене, Венеции и Флоренции.
Обосновавшись в Риме, он прорабатывал уже готовые эскизы, а также писал местных, итальянских евреев. Его жена создавала ему уют, гуляла и занималась шопингом, а также шила костюмы для его моделей. Если судить по ее письмам к родственникам и друзьям, муж с его картиной, которая никак не хотела продвигаться, жутко действовал ей на нервы:
«…Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать; мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно… <каждый день он> пишет одну или две головы с натуры, и <мне> было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию…»

Наталья Поленова

В апреле 1884 года в римскую мастерскую Поленова заглянул Савва Мамонтов, с которым художник был хорошо знаком по Абрамцевскому кружку. Его одобрительные высказывания, по словам Натальи Васильевны, придали Поленову новый импульс в творчестве:
«…Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения…»
Но все равно работа не шла.

Василий Поленов. Эскиз картины "Христос и грешница". 1884

В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию, и на все лето отправились в усадьбу Меньшово под Подольском. Но у художника отпуска опять не получилось. Поленов собрался с духом и сделал, наконец, первый полноформатный эскиз картины «Христос и грешница» углём на холсте.

Василий Поленов. Эскиз картины "Христос и грешница". 1885

А к окончательной версии полотна он приступил только зимой 1886-1887 гг. Причем писал он ее в кабинете Саввы Мамонтова в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве. Среди тех, с кем Поленов советовался во время основной работы, помимо родных и Саввы Мамонтова, были еще художники Константин Коровин и Виктор Васнецов, а также физиолог Пётр Спиро.
И вот к февралю 1887 года эпопея, длившаяся почти двадцать лет, почти столько, сколько Иванов работал над «Явлением Мессии», была окончена: Поленов дописал, наконец, свою картину «Христос и грешница». Наверное, художнику стоило бы как минимум как следует напиться по этому поводу.
Но вместо этого он повез свое многострадальное произведение в Петербург, на 15 выставку передвижников.

Продолжение следует…
Tags: истории, картины
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Однажды к известному австрийскому композитору Арнольду Шёнбергу, крупнейшему представителю музыкального экспрессионизма и…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Когда Джакомо Пуччини работал над оперой "Богема", то вокруг него сложился своеобразный кружок друзей, называвших себя "Клубом…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Купол церкви Санта-Мария -дель-Фиоре во Флоренции Когда во Флоренции строили купол церкви Санта Мария дель Фиоре, модель, которую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments