nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДВЕ ГРЕШНИЦЫ: СЕМИРАДСКИЙ vs ПОЛЕНОВ

Часть 5. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888



Иногда кажется, что некоторые картины словно специально отказываются быть написанными, и, если художник, приложив массу усилий, все же завершает свой труд их дальнейшая история оказывается какой-то неудачной или несчастливой даже при общем единодушном одобрении, как будто с их энергетикой творится что-то не то.
Вот и дальнейшая история «Христа и грешницы» Поленова превратилась в очередную череду злоключений. Когда полотно в середине февраля 1887 года прибыло в Петербург и было доставлено в выставочный зал, выяснилось, что оно не очень удачно соседствует с такой же масштабной «Боярыней Морозовой» Сурикова.
Когда проблему размещения удалось кое-как решить, начались сложности с цензорами, вылившиеся в целую эпопею переговоров художника с властями. За несколько дней до открытия на выставку явился цензор Николай Васильевич Никитин, действительный статский советник, который служил старшим инспектором типографий, литографий и прочих подобных заведений Санкт-Петербурга. Несмотря на свой высокий служебный ранг, Никитин не рискнул взять на себя ответственность и дать разрешение на участие картины Поленова в выставке. Поэтому в лучших традициях отечественного чиновничества он доложил о ней петербургскому градоначальнику Петру Грессеру и на сем умыл руки.

Петр Аполлонович Грессер

Грессер прислал на выставку чиновника для особых поручений, который также не взял на себя ответственность по разрешению экспонирования, но по крайней мере оставил картину до приезда высочайших цензоров – президента Академии художеств, великого князя Владимира Александровича и самого императора Александра III (как всегда у нас: «…Вот приедет барин – барин нас рассудит…»)
Вскоре после этого на выставку пожаловал великий князь Владимир Александрович. Он внимательно осмотрел картину Поленова, пожаловался на плохое освещение и заключил, что «для образованных людей картина интересна своим историческим характером, но для толпы весьма опасна и может возбудить всякие толки». Но тем не менее, вопрос с «Христом и грешницей» так и остался открытым до посещения экспозиции императором. Хорошо было уже и то, что ее не сняли сразу.

Великий князь Владимир Александрович. Литография 1878 г.

Утром перед визитом на выставку Александра III, картину осмотрели Грессер и обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев. Победоносцев назвал «Христа и грешницу» произведением серьезным и интересным, но тем не менее на всякий случай запретил печатать каталог выставки. И, наконец, свершилось.
В два часа дня на выставке появился Владимир Александрович, а минут через двадцать после него приехал Александр III в сопровождении супруги Марии Федоровны и великих кенязей Георгия Александровича и Константина Константиновича. Александру III экспозиция в целом очень понравилась, и он даже сразу приобрёл несколько картин.
Наконец, он подошёл к полотну Поленова, долго рассматривал его, и беседова с художником. Император похвалил выражение лица Христа, заметив, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». После этого Александр III пошел дальше, а Поленов, видимо пребывая в несколько шоковом состоянии, остался возле своей картины.
Вскоре к нему подошёл Владимир Александрович и спросил, свободна ли его картина, и когда Поленов ответил утвердительно, сообщил ему, что ее желает купить император. Через некоторое время в зал, где была она была выставлена, вернулся Александр III и, ещё раз удостоверившись, что картина никем не заказана, объявил, что он оставляет её за собой.
И, как только стало известно, что «Христа и грешницу» покупает сам император, отношение к ней сразу изменилось. Все цензоры как-то сразу заткнулись насчет ее запрета и снятия с выставки. Более того, картину даже перевесили в другое, лучше освещённое место. И, естественно, сразу же вышел каталог выставки с подробным описанием и репродукцией «Христа и грешницы».
Единственным, кто остался недоволен всей этой ситуацией, был Павел Третьяков. Ещё до начала выставки он предлагал Поленову выкупить картину за 20 тысяч рублей, если Александр III не захочет её купить, и за 24 тысячи, если император захочет. Александр III дал за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова, а кроме того сразу же легализовало «Христа и грешницу», и давало художнику возможность официально ее экспонировать.
Параллельно развивалась и история с названием картины. Поленов хотел назвать ее «Кто из вас без греха», полагая, что именно в этом заключается её смысл. Но цензура не разрешила поставить эти слова в каталог, появился более нейтральный вариант «Христос и грешница», поскольку это была устойчивая традиция для именования соответствующего сюжета в живописи. А когда позднее картина попала в Русский музей, то там ее вообще назвали «Блудная жена», чем Поленов был просто оскорблен.
Впрочем, тридцать тысяч, полученных за «Христа и грешницу» должны были послужить некоторой компенсацией моральных страданий художника. На эти деньги Поленов купил прелестный участок земли на верхней Оке и построил по своему проекту усадьбу. По-моему, вполне удачное вложение.

Усадьба Поленова Борок (в настоящее время музей-усадьба Поленово). Современный вид

Продолжение следует…
Tags: истории, картины
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Однажды к известному австрийскому композитору Арнольду Шёнбергу, крупнейшему представителю музыкального экспрессионизма и…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Когда Джакомо Пуччини работал над оперой "Богема", то вокруг него сложился своеобразный кружок друзей, называвших себя "Клубом…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Купол церкви Санта-Мария -дель-Фиоре во Флоренции Когда во Флоренции строили купол церкви Санта Мария дель Фиоре, модель, которую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments