nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДВЕ ГРЕШНИЦЫ: СЕМИРАДСКИЙ vs ПОЛЕНОВ
Часть 6. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888


Итак, на картине Поленова на первый взгляд мы видим почти идеально точную иллюстрацию к евангелическому тексту, когда книжники и фарисеи приводят ко Христу, проповедовавшему возле иерусалимского храма, женщину, «взятую в прелюбодеянии», и спрашивают, что с ней делать, пытаясь подловить на противоречии между его учением и законом Моисея, согласно которому таковых блудниц надлежит побивать камнями.
Между прочим, в этой истории, включённой в 8 главу Евангелия от Иоанна, совершенно не говорится ничего о том, кто была эта женщина. Была ли это профессиональная жрица любви, незамужняя девушка, согрешившая до свадьбы, или же замужняя дама, которую застукали в объятьях любовника. Кстати, грешница у Поленова выглядит такой забитой и запуганной, что скорее всего кажется какой-то несчастной служанкой или рабыней, ставшей жертвой насилия со стороны хозяина. Или же это такая иудейская Сонечка Мармеладова, попавшая в безвыходную ситуацию. Впрочем, текст действительно дает здесь возможность для широкого толкования образа грешницы.
Действие в полном соответствии с текстом художник помещает у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз. Действие происходит ранним вечером, и косые лучи заходящего солнца падают слева, освещая каменную стену храма. Из храма выходят люди, кто-то спускается по лестнице, на широких ступенях сидят нищие. Скорее всего, ситуация, описанная в Евангелии, происходила в одном из внутренних двориков Храма, но переместив действие к внешней стороне храма, Поленов получил возможность изобразить пейзаж вокруг и использовать хоть как-то свои ближневосточные этюды. Он полагал, что вообще с библейских времен Палестина изменилась мало: «…небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же». При этом, по его словам в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма – на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. Это было абсолютно сознательной неточностью, поскольку художник хотел непременно указать на символическое значение Елеонской горы для соответствующего периода деятельности Иисуса.
Между прочим, академическая выучка у Поленова никуда не делась, и в полном соответствии с академическими канонами, он делит полотно на две части, а также четко разделяет планы. И, также как и Семирадский, слева помещает Христа с учениками и слушателями, а справа – грешницу и ее обличителей.
Художник противопоставляет спокойствие, царящее в левой части картины, где проповедует Иисус, и эмоционально перевозбужденную толпу, находящуюся справа. При этом обе группы композиционно уравновешивают друг друга. Однако, если Христос и его ученики кажутся беседующими, то есть находятся в состоянии деятельности, то толпа, изображенная справа напоминает немую сцену из «Ревизора», поскольку все персонажи кажутся внезапно застывшими в экспрессивных позах. К недостаткам поленовской картины относили также и то, что его книжники и фарисеи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями».

Продолжение следует…
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments