nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ФРАНСИСКО ГОЙЯ. МАХА ОДЕТАЯ/ МАХА ОБНАЖЕННАЯ
Часть 2. МАХА ОДЕТАЯ


Картину с изображением одетой махи Гойе заказал Мануэль Годой. Был ли сделан им сразу заказ и на вторую маху, обнаженную, точно неизвестно. Есть версия, что заказан был только менее скандальный вариант, а вторую картину Гойя написал уже по собственной инициативе (но с полного одобрения заказчика). Впоследствии обе махи хранились в личных покоях Мануэля Годоя и были частью его закрытой коллекции порнографии (под которой в католической Испании подразумевалось любое изображение обнажённого женского тела). Между прочим, знаменитая «Венера перед зеркалом» Веласкеса также хранилась в этой коллекции Годоя. Любопытно, что согласно первой описи коллекции Годоя, сделанной в 1808 году, обе картины обозначены как изображения цыганок, а в инвентарном списке конфискованных произведений, сделанном в 1813 году они уже значатся как махи.

Франсиско Гойя. Портрет герцогини Альба в мантилья. 1797

Традиционно считалось, что на картине изображена герцогиня Каэтана Альба, которой приписывали роман с художником. Сейчас эта версия считается уже неактуальной. Впрочем, портретного сходства между махами и герцогиней с портретов Гойи действительно нет. В настоящее время исследователи придерживаются мнения, что художник изобразил Хосефу Тудо-и-Каталан, 1-ю графиню Кастильо-Фьель, более известную как Пепита Тудо (Пепита – уменьшительное прозвище от Хосефы, но Пепита Тудо называлась так всегда вплоть до своей смерти в 90-летнем возрасте).

Хосе де Мадразо. Портрет Пепиты Тудо с сыновьями Мануэлем и Луисом перед бюстом Мануэля Годоя. ок.1812

Антонио Карничеро. Портрет Мануэля Годоя. 1790

В 1797 году после смерти отца Пепиты, бригадного генерала Антонио Тудо-де-Алемани, который в последний год жизни был управляющим королевского дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, ее мать, Каталина де Каталон-и-Луэйя обратилась к Годою с просьбой выплатить ей остаток жалования ее мужа. В итоге она сама и три ее дочери переехали во дворец Годоя и оказались, так сказать, под его покровительством. Пепите тогда было 16 лет, и она была очаровательна. Точно известно, что в 1800 году она уже почти официально сожительствовала с Годоем, но похоже, что он не стал дожидаться ее совершеннолетия и вообще отнюдь не бескорыстно предложил покровительство симпатичной женщине с тремя прелестными дочерями (у Пепиты было еще две сестры Мария Магдалена и Мария дель Сокорро, которые потом также неплохо устроились в жизни). Возможно даже, что 22 июля 1797 года Пепита Тудо и Мануэль Годой сыграли тайную свадьбу в часовне Эль-Пардо. Хотя в том же году по настоятельному желанию королевы Годой женился на графине де Чинчон, хотя продолжал сожительствовать с Пепитой. Официально они оформили отношения в 1829 году в Риме после смерти графини. У пары к тому времени было уже двое сыновей.
Итак, на портрете перед нами изображена лежащая на небольшой кушетке в свободной позе женщина с руками, закинутыми за голову. На темно-зеленую обивку кушетки под ногами модели небрежно накинута белая простыня или покрывало, под головой героини – высокие подушки. Модель молода и очаровательна, и ее юная прелесть эффектно подчеркивается достаточно вольным нарядом махи. На первый взгляд даже кажется, что на ней – полупрозрачные восточные шаровары, которые красиво обрисовывают ее стройные ножки. Но на самом деле это легкое белое платье, складки которого и создали соответствующий эффект. Платье на талии героини вместо пояса или шали перевязано розовой лентой, создающей цветовой акцент. Еще одна яркая цветовая нота - короткий жакет с золотистыми рукавами и манжетами, отделанными черным кружевом, это типичный элемент наряда махи. Также на героине маленькие золотые туфли, которые подчеркивают изящество ее ступней. Причем Гойю и в «Махе одетой» и в «Махе обнаженной» упрекали в том, что он сильно уменьшил реальные размеры стоп девушки.
Этот портрет Гойя писал его рыхлыми, пастозными и очень свободными мазками. Фигура махи залита светом, который эффектно подчеркивает текстуру различных материалов.

Продолжение следует…
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments