Пьер Огюст Ренуар. Сестры. 1881
Все-таки любили импрессионисты тусоваться в симпатичных местечках под Парижем, так, чтобы там была не только природа, но еще и сервис. В 1881 году Жан Огюст Ренуар закончил работу над своим программным полотном «Завтрак гребцов», но покидать гостеприимный ресторанчик папаши Фурнеза, на террасе которого разворачивается действие картины, ему явно не хотелось. Возможно, именно поэтому он и взялся написать еще одну картину в том же месте. Это не менее известные «Сестры» (или «Две сестры», или «Сестры на террасе»).
Пьер Огюст Ренуар. Завтрак гребцов.1880-81
Ренуар приступил к работе в апреле 1881 года после поездки в Алжир, и закончил ее очень быстро. 7 июня того же года ее уже выкупил у художника знаменитый маршан Поль Дюран-Рюэль за полторы тысячи франков. Весной следующего года она была впервые показана на 7-й выставке импрессионистов.
На картине изображена сидящая на открытой террасе ресторана Фурнеза девушка («старшая сестра»), рядом с которой стоит маленькая девочка («младшая сестра»). Старшая сестра, слегка наклонив голову, направила взгляд влево, а младшая смотрит прямо на зрителя. Старшая одета в модное темно-синее платье, украшенное букетом нежных весенних цветов, и эффектную красную шляпу-берет, на младшей – детское белое платьице и взрослая летняя шляпа с цветами, напоминающая клумбу. Перед героинями находится небольшая корзинка с разноцветными клубками шерсти, которые напоминают цветы, за краешек которой держится малышка. За перилами террасы видна густая зелень, - кустарники и деревья, а за ними проглядывает Сена.
В качестве «старшей сестры» Ренуару позировала Жанна Дарло, будущая актриса, которой тогда было 18 лет. Кто выступил в роли младшей сестры - неизвестно. Однако, судя по всему, в реальности модели не имели родственных связей. Это становится очевидным, если посмотреть на разный цвет их глаз – темно-синих у старшей сестры и ярко-голубых – у младшей, и цвет волос.
Что нам рассказывает о своих героинях Ренуар? Очевидно, что он не ставил своей целью обрисовать семейные взаимоотношения сестер. Но ясно, что старшая и младшая девочки не дружат. Конечно, это легко объясняется разницей в возрасте. Однако, и особой заботы старшей по отношению к младшей сестре тоже не чувствуется. Я бы даже предположила, что девочки были рождены в разных браках (это, в принципе, может объяснить и разный цвет их глаз).
У молодой девушки лицо кажется безмятежным и беззаботным, похоже, что она откровенно кокетничает с художником, а маленькая девочка, почти утонувшая в своей пышной шляпке с цветами, кажется слегка испуганной и растерянной, попав в непонятную для себя ситуацию.
С помощью балюстрады и густой прибрежной раститель художник четко отделяет передний план от пейзажного фона. Все исследователи отмечают великолепное качество пейзажа, который представляет Сену с несколькими гребцами, а на противоположном берегу – несколько домов с очень светлыми и почти слепящими стенами.
Ренуар блестяще реализует здесь свою способность писать свет и воздух, легкий и свежий, почти осязаемый весенний воздух, нежная аура которого буквально обволакивает героинь.
Пьер Огюст Ренуар. Девушка с веером (Портрет Альфонсины Фурнез).ок.1881
Но есть в этой работе и ещё один нюанс. По сути она стоит в числе переходных между «Завтраком гребцов» и «Зонтиками», в одном ряду со знаменитой «Девушкой с веером», когда у Ренуара постепенно начинает формироваться так называемая «энгровская» манера письма, и он отходит от типичных для его более раннего творчества текучих линий и размытых контуров в сторону более четкого и определенного контура и насыщенных красок. По сути изображение младшей сестра ещё находится на уровне «Завтрака гребцов», а старшая сестра в ее темном, етко очерченном платье, с выразительным взглядом темных глаз, уже кажется предвосхищает следующую веху в творчестве Ренуара – его знаменитые «Зонтики».
Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1881-82