Часть 1.
Джорджоне. Три философа.1505-09
Примерно за год до своей смерти венецианский художник Джорджо да Кастельфранко, более известный под дружеским прозвищем Джорджоне, закончил писать свою картину «Три философа». Точнее сказать, он оставил работу над ней незавершенной, и позднее ее заканчивал уже его ученик Себастьяно дель Пьомбо.
Картина эта до сих пор считается одной из наиболее загадочных среди всех работ художника, которые, в принципе, все изобилуют тайнами и неразрешенными вопросами. Вероятнее всего «Три философа» были исполнены по заказу венецианского купца Таддео Контарини, известного своими увлечениями алхимией и оккультизмом. Отсюда следует логичный вывод, что необычный сюжет картины и ее еще более необычная композиция как-то связаны с пристрастиями заказчика. Джорджоне писал «Философов» почти четыре года, с 1505 по 1509, и так и не закончил, что также без сомнения является одной из неразрешимых загадок этого произведения.
Авторское название картины также неизвестно, привычный для нас вариант «Три философа» был взят из «Записок» Маркантонио Микьеля середины 16 века, который видел картину в одном из венецианских домов и впервые дал ее описание. Кстати, очень любопытно, что в «Жизнеописаниях» Вазари эта работа, несомненно, принадлежащая к самым значительным в творчестве Джорджоне, тем не менее, не упоминается
Итак, на картине представлены трое мужчин разных возрастов – старик, одеянии, похожем на монашеское, мужчина средних лет в экзотическом красно-синем наряде и белом тюрбане и молодой человек в белой рубашке и тёмно-зелёном плаще. Люди сгруппированы в левой части холста на фоне сумрачной рощи, а справа расположен темный провал глубокой пещеры. Задний план полотна, который открывается в центре между камнями справа и деревьями слева, представляет собой идиллический пейзаж с деревней, окруженной зеленью, где солнце только что село среди холмов или низких и пологих горных вершин, теряющихся вдали. Синяя область на горизонте, которая придает пейзажу дополнительную глубину и декоративность может представлять собой вечерний туман, постепенно накрывающий мирную долину. Также ее трактуют как синюю гору, озаренную золотистым светом заходящего солнца.
Контраст между областями света и тени усиливает пространственную глубину и облегчает восприятие картины. Направление взгляду зрителя задает диагональ, которая начинается от камней в правой нижней части картины и идет вверх вдоль фигуры молодого человека, к голове мужчины в белом тюрбане.
Джорджоне использует очень яркие и живые цвета, которые естественным образом гармонируют со световоздушной средой. Художник выполнил эту работу, как обычно, прямо на подготовленном холсте, не прибегая к предварительному рисунку. Однако современные исследования, выполненные с помощью рентгенографии выявили в некоторых местах следы последующей правки.
Продолжение следует…