nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДЖОРДЖОНЕ. ТРИ ФИЛОСОФА
Часть 2. ТРАКТОВКИ СЮЖЕТА: ВОЛХВЫ


Вероятно, версия о том, что на картине Джорджоне представлены волхвы, была самой ранней изо всех прочих вариантов трактовки сюжета данной картины. В сознании человека той эпохи, чья жизнь была теснейшим образом связана с христианскими традициями, трое мужчин разного возраста автоматически ассоциировались с тремя волхвами. Их было принято изображать как представителей трёх различных возрастов и трёх различных сторон света и национальностей. Считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар – юношей и королём Тарса, а Валтасар – средних лет и королём Эфиопии. Таким образом, персонажи с картины Джорджоне вполне вписываются в эту традицию, за одним исключением: Валтасар у него, конечно, смуглый, но не негр.
Волхвы наблюдали за Вифлеемской звездой, следовательно были учеными и астрономами, на что могут указывать астрономические приборы, которые можно увидеть в руках у младшего и старшего персонажей Джорджоне. Чтобы проследить путь звезды, они поднялись на гору, видимо, ту самую, которая на картине кажется окутанной волшебным синим туманом, и теперь с, с помощью компаса, квадранта и астрономической карты будут изучать движение звезды, сверяясь со своими учеными записями. Можно предположить, что младший из героев заметил Вифлеемскую звезду, старший определил ее астрономически, а мужчина средних лет истолковал ее явление, основываясь на пророчестве Валаама:
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых».
Далее в картине присутствует пещера, которая может быть той самой, где согласно популярной европейской средневековой легенде Адам и Ева , изгнанные из земного рая, они спрятали свои сокровища, а затем там якобы произошло чудесное воплощение Иисуса Христа в нового Адама. Еще более однозначно в таком контексте воспринимается указание на пещеру на картине как на Пещеру Рождества.
Вход в пещеру обрамляет плющ, обозначающий вечную жизнь и бессмертие, а также намекающий на грядущие Крестны ее страдания Иисуса. Рядом с пещерой изображена смоковница, символ греха, который будет искуплен Жертвой Иисуса. У подножия пещеры находится источник воды, символ крещения. Приглушенный закатный свет, заливающий задний план картины, кажется исходящим не от заходящего солнца, а от Вифлеемской звезды.

Сальвадоре Сеттис. Фотография 2013 г.

Несмотря на определенную логичность и обоснованность, эта трактовка в настоящее время большинством искусствоведов не поддерживается. Пожалуй, единственным, кто продолжает ее отстаивать, является известный итальянский искусствовед и археолог Сальвадоре Сеттис, человек блестяще эрудированный и глубоко уважаемый в соответствующих кругах (в частности, в 1994-99 годах он был директором Музея Гетти в Лос-Анжелесе), но в данном случае не нашедший поддержки среди коллег.

Продолжение следует…
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments