Часть 3. ТРАКТОВКИ СЮЖЕТА: ФИЛОСОФЫ
Несмотря на достаточное количество доказательств версия с волхвами никогда не была основной для трактовки сюжета картины Джорджоне. В конце концов, можно найти и очевидные моменты, которые ей противоречат. Помимо того, что Валтасар не черный, на картине нет никаких признаков наличия даров (мирра, золото и ладан), которые волхвы должны нести в дар Божественному Младенцу, Вифлеемская звезда также не представлена ни в каком виде (отдаленное золотистое свечение – это слишком абстрактно для начала 16 века), да и присутствия Святого Семейства, пастухов и ангелов в пещере явно не наблюдается.
Поэтому уже с середины 16 века была выдвинута версия о том, что на картине Джорджоне представлены три философа, которые олицетворяют три периода или направления философской мысли. Старец представляет древнегреческую либо средневековую философию, мужчина в тюрбане – арабскую, а юноша – еще только зарождающуюся философию эпохи Возрождения.
Платон
Аристотель
Авиценна
Аверроэс
Более развернутый вариант этой версии определяют картину как аллегорию процесса передачи знаний древнегреческой философии через арабские переводы итальянскому Возрождению. Старик в этом случае может изображать Платона или Аристотеля, мужчина-араб – Авиценну, Ибн Рушда (Аверроэса) или какого-то другого учёного Золотого века ислама, а молодой человек – философию Возрождения, уходящую корнями в прошлое и вглядывающуюся в темноту пещеры, хранящей еще доселе непознанные тайны. Кроме того, пещера в данном контексте может символизировать знаменитую концепцию пещеры Платона, иллюстрирующую его учение об идеях.
Клавдий Птолемей
Аль-Баттани
Николай Коперник
По версии историка философии Джузеппе Фаггина герои Джорджоне представляют не философов, а ученых - Клавдия Птолемея (старик), Николая Коперника (молодой человек) и арабского астронома и математика Мухаммада ибн Джабира аль-Харрани аль-Баттани (мужчина в тюрбане).
На листе в руках старика различимо слово «затмение» и астрономическая диаграмма. Великое соединение Юпитера и Сатурна 1503 года и солнечное затмение в том же году считались признаками надвигающегося пришествия Антихриста, что позволило некоторым исследователям выдвинуть гипотезу о том, что философы предрекают миру апокалипсис.
Пифагор
Ферекид
Фалес
Есть еще более экзотический вариант «философской» теории основывается на том, что поза юноши имеет форму прямоугольного треугольника. В таком случае предполагается, что художник отсылает зрителя к истории создания теоремы Пифагора. Тогда старшие персонажи могут изображать Ферекида и Фалеса, учителей Пифагора. По другой версии старик представляет астронома Аристарха Самосского.
Аристарх Самосский
Свежую версию в развитие классической «философской» теории выдвинул в 2015 году Федерико Маринелли, заместитель директора отдела исследований и анализа Академии изящных искусств в Палермо. По его мнению, трое персонажей на картине представляют современников и друзей Джорджоне, философов Альберто Боничелли, Грегорио Барзаси и Стефано Маринони.
Продолжение следует…