nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДЖОРДЖОНЕ. ТРИ ФИЛОСОФА
Часть 3. ТРАКТОВКИ СЮЖЕТА: ФИЛОСОФЫ



Несмотря на достаточное количество доказательств версия с волхвами никогда не была основной для трактовки сюжета картины Джорджоне. В конце концов, можно найти и очевидные моменты, которые ей противоречат. Помимо того, что Валтасар не черный, на картине нет никаких признаков наличия даров (мирра, золото и ладан), которые волхвы должны нести в дар Божественному Младенцу, Вифлеемская звезда также не представлена ни в каком виде (отдаленное золотистое свечение – это слишком абстрактно для начала 16 века), да и присутствия Святого Семейства, пастухов и ангелов в пещере явно не наблюдается.
Поэтому уже с середины 16 века была выдвинута версия о том, что на картине Джорджоне представлены три философа, которые олицетворяют три периода или направления философской мысли. Старец представляет древнегреческую либо средневековую философию, мужчина в тюрбане – арабскую, а юноша – еще только зарождающуюся философию эпохи Возрождения.

Платон

Аристотель

Авиценна

Аверроэс

Более развернутый вариант этой версии определяют картину как аллегорию процесса передачи знаний древнегреческой философии через арабские переводы итальянскому Возрождению. Старик в этом случае может изображать Платона или Аристотеля, мужчина-араб – Авиценну, Ибн Рушда (Аверроэса) или какого-то другого учёного Золотого века ислама, а молодой человек – философию Возрождения, уходящую корнями в прошлое и вглядывающуюся в темноту пещеры, хранящей еще доселе непознанные тайны. Кроме того, пещера в данном контексте может символизировать знаменитую концепцию пещеры Платона, иллюстрирующую его учение об идеях.


Клавдий Птолемей

Аль-Баттани

Николай Коперник

По версии историка философии Джузеппе Фаггина герои Джорджоне представляют не философов, а ученых - Клавдия Птолемея (старик), Николая Коперника (молодой человек) и арабского астронома и математика Мухаммада ибн Джабира аль-Харрани аль-Баттани (мужчина в тюрбане).
На листе в руках старика различимо слово «затмение» и астрономическая диаграмма. Великое соединение Юпитера и Сатурна 1503 года и солнечное затмение в том же году считались признаками надвигающегося пришествия Антихриста, что позволило некоторым исследователям выдвинуть гипотезу о том, что философы предрекают миру апокалипсис.

Пифагор

Ферекид

Фалес

Есть еще более экзотический вариант «философской» теории основывается на том, что поза юноши имеет форму прямоугольного треугольника. В таком случае предполагается, что художник отсылает зрителя к истории создания теоремы Пифагора. Тогда старшие персонажи могут изображать Ферекида и Фалеса, учителей Пифагора. По другой версии старик представляет астронома Аристарха Самосского.

Аристарх Самосский

Свежую версию в развитие классической «философской» теории выдвинул в 2015 году Федерико Маринелли, заместитель директора отдела исследований и анализа Академии изящных искусств в Палермо. По его мнению, трое персонажей на картине представляют современников и друзей Джорджоне, философов Альберто Боничелли, Грегорио Барзаси и Стефано Маринони.

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Виктор Васнецов. Каменный век. Пиршество. Эскиз росписи зала Исторического музея в Москве В ранней юности Кузьма Петров-Водкин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments