nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ИДА РУБИНШТЕЙН

Часть1.

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910

Среди знаменитых русских артистов, которые участвовали в первых «Русских сезонах» Дягилева, есть одно имя, которое, кажется, всегда старались замалчивать. Это невероятная Ида Рубинштейн, непрофессиональная танцовщица, которая проложила путь на сцену неимоверным усилием воли, дополненных астрономическими денежными суммами, которые она, единственная наследница многомиллионного состояния своих родителей, вполне могла потратить на свою единственную истинную страсть – сцену.

Лев Бакст. Костюм Клеопатры для одноименного балета

Михаил Фокин давал ей частные уроки и ставил хореографические номера, Лев Бакст делал костюмы и декорации для ее антреприз, которые она сама и оплачивала. Ещё с детства все ее наставники в один голос твердили, что у нее нет таланта ни к танцам, ни к пению, ни к актёрской игре. Однако она упорно шла к своей цели, и в конце концов, появилась на открытии «Русских сезонов» в 1909 году в театре Шатле в компании Анны Павловой, Вацлава Нижинского и Тамарой Карсавиной в балете «Клеопатра».

Ида Рубинштейн в балете "Клеопатра"

Тогда ее впервые и увидел художник Валентин Серов. Обычно знатоки балета относились к Иде Рубенштейн и ее выступлениям более чем скептически, публику больше волновали скандалы, которые периодически возникали вокруг ее имени (то ее семейство запирает ее в психушку в Париже, чтобы она перестала рваться на сцену, то цензура запрещает спектакль «Саломея», где она должна была танцевать «Танец семи покрывал» и в финале остаться практически обнаженной, в платье, состоящем из одних бус). Но Серов был потрясен пластикой Иды Рубинштейн и нашёл в ней воплощение Древнего Востока. «Монументальность есть в каждом её движении, — восхищался художник, — просто оживший архаический барельеф».

Ида Рубинштейн. Фотография 1912 г.

В 1910 году также в Париже Валентин Серов попросил Иду Рубинштейн позировать ему для портрета. Историк искусства Джон Эллис Боулт утверждал, что Серов решил писать танцовщицу в заброшенной часовне парижского монастыря. Впрочем, судя по всему, на такую экзотику художник все же не решился и писал Иду Рубинштейн в своей парижской мастерской.
В воспоминаниях Игоря Грабаря об истории создания портрета Иды Рубинштейн рассказывается следующее:
«… Серов видел Рубинштейн в Париже в роли Клеопатры, которую она танцевала почти обнажённой, и нашел в ней столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого. Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало писать её портрет. Серов находил, что Ида дают не фальшивый сладкий затасканный Восток банальных опер и балетов, а сам Египет и Ассирию, каким-то чудом воскресшие в этой необычайной женщине… Ида позировала ему обнажённой, как никогда патрицианки позировали Тициану…»
Свидетельницей сеансов в парижской мастерской Серова была художница Нина Симонович-Ефимова, которая записала впечатления в своих воспоминаниях. Ее потрясла стильная и изящная танцовщица с оригинальными чертами лица:
«…Овал лица, будто нарисованный в одну линию; нос благородной формы. И красивое, матовое, бледное лицо с черными волосами, падающими завитками. Современный силуэт с лицом древней эпохи, из легендарной Индии. Эта подлинность привлекала Серова тем, что исключала всякое представление о поверхностном, надуманном…»
Работал художник довольно быстро, уже в том же году завершенная картина была приобретена у него для Русского музея, а в 1911 году экспонировалась на московской выставке «Мира искусства» и на международной выставке в Риме.

Продолжение следует…
Tags: женщины, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments