nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО. ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ И ЛЮБОВЬ НЕБЕСНАЯ
Часть 3. Версии: свадебная


Как это обычно бывает для таких сложных композиций, смысл сюжета картины «Любовь земная и любовь небесная» исследователям однозначно определить так и не удалось. При этом картина считается одной из самых изученных за весь период систематического изучения искусства. Начать с того, что неизвестно первоначальное название картины. До официального утверждения названия «Любовь земная и любовь небесная» галерей Боргезе в 1833 году, в каталогах и различных источниках она фигурировала как «Три типа любви» (с 1650), «Любовь одетая и разоблаченная» (в смысле раздетая), «Женщина святая и земная» и т.п.
Кроме того, исследователи, занимаясь трактовкой сюжета, учитывали и тот факт, что Тициан, в отличие от Джорджоне, не увлекался философией и эзотерикой и вряд ли стал особо заморачиваться с изобретением суперутонченного тайного языка символов для заказной работы. Так что вполне возможно, что он просто нарисовал то, о чем его попросил заказчик, особо не вдаваясь в смысл деталей.
Итак, основных концепций с объяснением символики картины существует три:
1. Свадебная;
2. Литературная;
3. Эзотерическая.
После того, как исследователями был идентифицирован герб Никколо Аурелио на передней стенке саркофага и была документально установлена история его брака с Лаурой Багаротто, многие решили, что нечего искать зебру там, где и без того скачет целый табун лошадей.
Таким образом, в этом варианте трактовки дама одетая является либо портретом Лауры Багаротто в свадебном наряде, либо аллегорической фигурой, олицетворяющей любовь в браке. Загадочный сосуд под ее рукой является всего лишь шкатулкой для рукоделия, обозначающей домашний очаг и роль женщины в доме как его хранительницы. На брак также указывают и детали, сопровождающие одетую героиню: белый цвет её платья (символ невинности), пояс (символ целомудрия и верности), перчатки (также символ верности и женской чести), миртовый венок на голове (символ блаженства и чувственной любви), розы (символ земной страсти) и даже распущенные волосы (обозначают статус невесты и невинность).
Обнаженная дама в таком случае представляет собой воплощение богини Венеры, которая благословляет брак, поднимая курильницу с благовониями. Ритуальный светильник может символизировать священность брачного союза и одновременно сладость любовных утех. Венера склоняется к невесте, словно желая посвятить ее в некие священные любовные таинства. Её сопровождает Купидон, еще один традиционный символ любви.
Некоторым диссонансом может показаться лишь мраморный саркофаг, напоминающий о смерти в картине, перенасыщенной символикой счастливой семейной жизни. Помимо намека на конкретные семейные трагедии невесты, саркофаг может , с принципе, служить и более абстрактным символом скоротечности земной жизни и земного счастья, противовесом которому и должна быть вечная божественная любовь. К тому же чистая вода, заполняющая его, может обозначать рождение новой жизни, то есть обретение бессмертия в потомстве. Пожеланием плодовитости в браке обычно считается и пара кроликов на холме.
Некоторые исследователи полагают, что Тициан мог написать и реальный пейзаж. Возможно, это местность недалеко от Серравалле в Пьемонте, где художник вроде бы жил некоторое время. Таким образом замок слева предположительно соответствует башне Сан-Флориано, а водоем – озеру Морто. Впрочем, есть и другая версия, по которой Тициан изобразил вид холмов близ Азоло, а замок слева – это Рокка Асолана.

Серравалле в Пьемонте. Современный вид

Азоло. Современный вид

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джанкарло Витали. Дирижёр II. 1991 Однажды знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал своему восторженному поклоннику, который…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Франсуа Кенель. Портрет Мишеля Монтеня (?).ок. 1588 Однажды французского писателя и философа Мишеля Монтеня спросили, что он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments