nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО. ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ И ЛЮБОВЬ НЕБЕСНАЯ
Часть 4. Версии: литературная



Итак, на первый взгляд может показаться, что свадебная версия идеально подходит для трактовки всех элементов композиции. Однако некоторые моменты всё-таки не укладываются полностью в ее рамки. Прежде всего исследователей смущало очевидное сходство двух героинь, одетой и обнаженной. Почему божественная Венера и вполне реальная и земная Лаура Багаротто выглядят как сестры-близнецы? Почему в сцене не присутствует жених, а лишь указан его герб? Не логичнее ли Венере было бы благословить влюбленную пару, а не давать какие-то тайные наказы одной невесте?
Поэтому исследователи пошли дальше в своих поисках разгадки смысла картины и начали примерять на изображённую сцену литературную или мифологическую канву. Поиски литературной основы сюжета особенно активно велись на рубеже 19-20 вв., когда вообще было модно объяснять все неясные сюжеты в картинах эпохи Возрождения использованием в них некоей литературной основы.
По мнению австрийского историка искусства 19 века Франца Викгофа сцена изображает встречу Венеры и Медеи, которую богиня уговаривает помочь Ясону. Барельефы на саркофаге в таком случае имеют отношение к мифам в которых фигурирует Венера: справа показано как богиня уколола ногу, далее – сцена нападения Марса на Адониса, а слева – похищение Прозерпины.
По другой версии, которой придерживались многие ведущие искусствоведы рубежа 19-20 вв., В том числе Луи Хуртиг, Эрвин Панофски и Фриц Саксл, сюжет картины был заимствован из популярной в то время в среде интеллектуалов и эзотериков книги Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила». Сюжет произведения достаточно запутан, однако в финале его главные герои, Полия и Полифил становятся верными служителями богини Венеры, отвергнув целомудрие ради любви.

Полия целует Полифила, возвращая его к жизни. Иллюстрация к первому изданию "Гипнэротомахии Полифила". 1499 г.

В этом случае указывается, что обнаженная героиня, это, естественно, Венера, а одетая – героиня романа Колонны Полия или же Прозерпина. Остальные детали композиции рассматриваются как иллюстрации к различным эпизодам книги.

Продолжение следует…
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments