nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО. ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ И ЛЮБОВЬ НЕБЕСНАЯ
Часть 5. Версии: эзотерическая
(философская)


Конечно, объяснение сюжета «Любви земной и любви небесной» через литературный текст может показаться самым логичным и простым решением. В пресловутой «Гипнэротомахии Полифила», весьма обширном и разноплановом произведении, действительно можно найти эпизоды, которые вполне соответствуют фрагментам живописной композиции. Но всё-таки, такой подход к настолько сложной и неоднозначной картине, многим исследователям показался слишком примитивным, не дающим ответы на все вопросы, которые ставит сюжет полотна. Поэтому поиски продолжились и привели к созданию ещё одной версии, которую условно можно назвать эзотерической или философской.

Тициан. Портрет кардинала Пьетро Бембо

Итак, согласно этой версии предполагается, что картину Тициану на самом деле заказал венецианский кружок неоплатоников, а оплатил, вероятно, действительно Никколо Аурелио, который был одним из его участников. Возможно поэтому на полотне и появился его герб. Смысловую концепцию разработал не Тициан, который сам ни философией, ни мистикой по крайней мере в юности не увлекался, а ученый- гуманист эпохи Возрождения кардинал Пьетро Бембо.
Основной смысл картины заключается в противопоставлении двух ипостасей Венеры, земной, или Венеры Пандемос, и небесной, или Венеры Урании. Поскольку обе дамы на полотне – Венеры, то становится вполне объяснимым их очевидное сходство.
Фигура обнаженной женщины обычно трактуется как Венера небесная, то есть образ универсальной и духовной красоты, не требующей дополнительных украшений. Курильница, которую она держит в руке, может считаться символом милосердия, знания или духовного просвещения, а также священной и вечной любви. Вопреки распространенному мнению, она не является воплощением любви плотской, а наоборот, считается в концепции неоплатонизма символом чистоты, невинности и истины. Не случайно и то, что фон за ее спиной – это открытый пейзаж, залитый светом, над которым доминирует церковная колокольня, и в котором нет места ничему скрытому и порочному.
Женщина одетая – это Венера земная, которая символизирует человеческие страсти и порывы, а также любовь плотскую. Её роскошное одеяние, драгоценности, элегантная прическа являются видимыми признаками ухищрений земной любви, которые явно контрастируют с абсолютной прозрачностью любви небесной.
Между героинями находится Купидон, а точнее, Эрот, который как бы является точкой посредничества между духовными и плотскими устремлениями человеческой души, между небом и землей.
Фон также является важной частью композиции, добавляющий ей различные аллегорические смыслы. Например, горный пейзаж с восходящей тропой, по которой следует рыцарь, направляющийся к замку, можно считать метафорой пути, по которому надлежит следовать тому, кто желает достичь добродетели. Крестьяне возле крепостной стены и пастух с овцами могут указывать на тяжёлый труд, каковым является поиск добродетели. Даже пресловутые кролики могут всего лишь указывать на Венеру, поскольку относятся к ее обычной символике.
Исследователи предполагают, что выбор цвета плаща небесной любви, также как и цвет платья любви земной были не случайны. Плащ Венеры Урании - пурпурно-красный. Он входит в число трёх герметических цветов (остальные – белый и черный) и считается самым возвышенным из них, поскольку обозначает свершение Великого Дела. Цвет платья Венеры Пандемос, белого по определению, тем не менее складывается из множества приглушенных оттенков серого и бледно-голубого тонов. Тона различны, поскольку различны и формы земной любви, а оттенки приглушены, так как как любая земная Любовь несовершенна по сравнению с чистотой и величием Любви небесной.
Любовь земная указывает пальцем на увядшую розу, что говорит об эфемерности земной любви, тогда как Любовь небесная поднимает вверх, к небесам, свою курильницу, которая воплощает любовь вечную. Сторонники этой версии полагают, что под рукой у Любви земной – шкатулка с драгоценностями, которая намекает на эгоизм земной любви, противопоставляя его открытости и щедрости любви небесной.
Художник как бы играет с линией горизонта, разделяя ее на два различных уровня, что приводит к тому, что обнаженная фигура кажется более высокой и значительной, что подчёркивает величие Любви небесной по сравнению с более суетной Любовью земной.
В общем, смысл картины в данном случае видят в некоем трансцендентном послании, адресованном для посвященных.
Но кто знает, вполне возможно, что в каком-то смысле правы все, и на самом деле картина сочетает в себе все эти варианты. Ведь может же быть свадебный подарок, написанный на сюжет любимой книги невесты, где она сама предстает одновременно в обеих ипостасях, и как Любовь земная, и как Любовь небесная.
P.S. Британский историк и теоретик искусства Эдгар Винд считал, что темой картины является «посвящение Красоты [слева] в Любовь».
Tags: анализ, картины, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Знаменитый физик Эрнест Резерфорд был награждён Нобелевской премией по химии за создание теории радиоактивного распада атомов.…

  • ДЖОН САРДЖЕНТ. ХАЛЕО.1882

    Джон Сингер Сарджент. Халео. 1882 Испания всегда служила источником вдохновения для многих представителей художественного мира.…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джанкарло Витали. Дирижёр II. 1991 Однажды знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал своему восторженному поклоннику, который…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments