nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

НА ЗЛОБУ ДНЯ

ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО КОМПИЛЯЦИИ: РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ЗЛОБУ ДНЯ

Если внимательно оглянуться по сторонам, то легко можно заметить, что художественная среда, которая нас окружает, не важно, относится ли она к сфере высокого элитарного искусство, или же к массовой общедоступной и популярной культуре, тем не менее наполнена легкоузнаваемыми образами из известных художественных произведений прошлого, из фильмов и мультфильмов. Художники и фотографы, профессионалы и любители охотно вставляют знакомых персонажей в знакомую всем среду, либо трансформируют так, чтобы с их помощью решать уже свои собственные художественные задачи. Причем иногда в этих работах, исполненных в самых разных жанрах, присутствует личный взгляд автора, какое-то его собственное философское, ироническое или по крайней мере творческое переосмысление художественного опыта прошлого, а иногда эти произведения рассчитаны лишь на мгновенную эмоциональную реакцию зрителя, которого призывают удивиться или посмеяться.

Франсуа Милле. Сеятель

Винсент Ван Гог. Сеятель

Франсуа Милле. Полуденный отдых

Винсент Ван Гог. Полдень, или Сиеста. Подражание Милле

Вообще, художники во все времена занимались копированием произведений своих предшественников и наставников, это всегда был один из важных способов их профессиональной подготовки. И разумеется, молодые и дерзкие, подчас опробовали на картинах старых мастеров свои новаторские художественные приемы и демонстрировали новый взгляд на искусство. Возможно, первым, кто превратил такую переосмысленную копию в самостоятельный жанр, был Винсент Ван Гог. Он восхищался работами Франсуа Милле, точнее тем, как Милле удавалось передать крестьянскую тематику в живописи, сочетая земное и возвышенное. У Ван Гога есть несколько вариантов «Сеятеля», и есть картина «Полдень, или Сиеста. Подражание Милле», которая выполнена по рисунку Милле «Полуденный отдых».

Веласкес. Менины

Пабло Пикассо. Менины

Эдуард Мане. Завтрак на траве

Пабло Пикассо. Завтрак на траве

Уже в середине 20 века признанный гений модернизма Пабло Пикассо выполняет знаменитые серии картин по «Менинам» Веласкеса и по «Завтраку на траве» Эдуарда Мане, одновременно отдавая дань уважения мэтрам прошлого и трансформируя классические композиции в духе новейших художественных тенденций.

Фернандо Ботеро. Джоконда. 1978

В сущности, это и есть первые ласточки искусства компиляции, хотя таковыми их никто то не считает. Дело в том, что по определению из терминологического словаря, компиляция – это «работа, составленная методом cоединений результатов чужих произведений, идей, без самостоятельной обработки источников». Но на самом деле, это определение на мой взгляд совершенно неверное. Компиляция – это в любом случае воровство, или если сказать мягче, использование чужих творческих идей в своем произведении. Но когда художник этим занимается, то он не будет тупо копировать чужую работу, он просто приспособит чужие образы к своим задачам. И зачастую даже не потому, что не способен сгенерировать что-то свое, а потому, что ему представляется, что именно уже знакомые зрителю образы быстрее и доступнее передадут его собственные идеи. Конечно в чем-то это паразитизм, но вся идеология постмодернизма основана именно на том, что художественные образы должны быть легко узнаваемы, уже входить в культурный код нации, а знаки и символы должны считываться без усилий и складываться в элементарные конструкции. Конечно, это сильно упрощает художественный язык и делает произведения искусства более примитивными и одноплановыми. Но такова и вся наша современная жизнь. На место многотомных романов приходят комиксы, длинные тексты заменяются короткими, фильмы с многозначным содержанием – примитивными малобюджетными сериалами или вообще видеоклипами и т.д.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Ясумаса Моримура. Дюрер

В итоге искусствоведению пришлось смириться, и выделить компиляцию в отдельный художественный жанр, который так и назвали «искусство компиляции». Мне попадалось и второе название этого направления «артрюнион».
Впрочем, сейчас для подобных художественных экспериментов используют ещё один термин – апроприация или апроприационизм, то есть более или менее прямое использование в произведении искусства реальных предметов или других, уже существующих произведений искусства. В том, что касается других предметов, то термин в сущности дублирует понятие реди-мейд или инсталляция, а вот по части использования других произведений вторгается в область искусства компиляции.
Так что теперь, участвуя в акциях типа «Изозоляции», или с помощью фотошопа вставляя фото своего котика в известную картину вполне можно считать себя настоящим творцом, вполне равным великим мастерам прошлого. Но таковы сегодня наши реалии. Все занимаются участием в каких-то публичных проектах, но мало кто просто творит шедевры в тишине и одиночестве своей мастерской. Художники ходят по ток-шоу и становятся публичными фигурами, смиряясь с тем, что собственно их творчество публику уже не особо интересует.
Tags: на злобу дня, стили и направления в искусстве
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Марк Шагал. Над городом. 1918 Однажды, когда известный американский ученый-аэродинамик Теодор фон Карман читал публичную лекцию, его попросили в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments