Иногда в истории искусства случаются такие странные события, когда произведение, изначально имевшее чисто прагматическое назначение вдруг само по себе оказывается истинным шедевром, в котором находят еще и глубокий философский смысл, который его автор явно не собирался туда закладывать изначально. К таким картинам относится и знаменитый «Тройной портрет Карла I», написанный Антонисом ван Дейком почти сразу после его окончательного переезда в Англию.
История этой работы началась с заказа, который был сделан королевским двором самому знаменитому на тот момент итальянскому скульптору Джованни Лоренцо Бернини. Ему предложили выполнить бюст английского короля. Но, поскольку в то время монарх не мог просто так сесть на корабль и отправиться в Рим, чтобы попозировать скульптору, даже такому известному, как Бернини, а сам Бернини не пожелал или не смог поехать в Англию, будучи завален заказами на годы вперед, то было решено изготовить портрет короля, чтобы скульптор мог лепить модель по картинке.
Задание это было дано Ван Дейку, любимому художнику короля. Сейчас уже трудно сказать, сам ли он придумал изобразить Карла I в стиле «их разыскивает полиция», или же он просто видел когда-то тройной портрет ювелира работы Лоренцо Лотто («Ничто не ново под луной, все уже бывало прежде», - говаривал когда-то Шерлок Холмс). Однако на картине действительно появились сразу три королевских портрета, представлявших фас, левый и правый профиль.
Лоренцо Лотто. Портрет ювелира. 1530
Вообще-то, такие фокусы с представлением на плоском холсте вида человека со всех сторон, чтобы художник, так сказать, переиграл скульптора, делали еще художники в эпоху итальянского Возрождения на рубеже 15-16 вв., в частности Джорджоне, о чем существует свидетельство Вазари:
«…Рассказывают, что однажды в то время, когда Андреа Верроккьо работал над бронзовой конной статуей, Джорджоне в беседе с несколькими скульпторами, утверждавшими, что скульптура, поскольку она в одной и той же фигуре открывает разные повороты и точки зрения для зрителя, обходящего кругом, этим самым превосходит живопись, которая в одной фигуре может показать только одну сторону, – Джорджоне держался мнения, что в живописном изображении можно показать для единого взгляда, без того, чтобы нужно было обходить кругом, все возможные положения, которые может принять человек, совершающий разные движения, то есть то, чего скульптура не может сделать иначе, как меняя положение и точки зрения, и лишь притом условии, что этих точек было не одна, а много; более того предложил им, что берется изобразить в живописи одну фигуру одновременно спереди, сзади и двух боковых профилей, чем заставил их ломать себе голову; сделал же он это следующим образом: он написал обнаженную фигуру мужчины со спины, а перед ним на земле источник прозрачнейшей воды в которой он изобразил его отражение спереди; с одной стороны – вороненый панцирь, который тот снял с себя и в котором виден его правый профиль, поскольку на блестящем вооружении ясно все отражалось, с другой – зеркало, в котором видна другая сторона обнаженной фигуры. В этой вещи, полной блестящего остроумия и фантазии, Джорджоне захотел показать на деле, живопись требует больше уменья и старания и может в единой точке зрения больше взять от природы, чем это дано скульптуре; за свою изобретательность и красоту вещь эта заслужила высших похвал и восхищения…»
Но ван Дейк, гениальный портретист, на самом деле сделал не тройной портрет короля, а три совсем разных портрета своей царственной модели. Для начала, в отличие от портрета ювелира работы Лотто, сразу бросается в глаза, что король изображен в трех разных костюмах. Левый профиль - в черном камзоле с прорезными рукавами, фас – в алом парадном, а правый профиль – в изысканном сиреневом. Отличаются не только цвета камзола, но также и узоры кружева на воротниках. Единственное, что присутствует на всех трех изображения – голубая лента Ордена Подвязки, высшего рыцарского ордена Англии.
Антонис Ван Дейк. Карл I на охоте. Ок.1635
Антонис Ван Дейк. Конный портрет Карла I.ок.1637-38
Ван Дейк писал Карла несчётное количество раз, и каждый раз по-другому. На портрете короля на охоте он предстаёт перед зрителем дворянином и джентльменом, почти частным лицом, на конном портрете – рыцарем и воином, на поясном портрете с королевскими регалиями – духовным лидером нации, на парном портрете с супругой – любящим добропорядочным семьянином.
Антонис Ван Дейк. Портрет короля Карла I
Антонис Ван Дейк. Парный портрет короля Карла I и королевы Генриетты Марии
На тройном портрете Карл кажется человеком, изнемогающим под непосильным бременем власти. У него изможденное лицо (разной степени изможденности), взгляд страдальческий и проницательный, словно король заранее предрекает самому себе печальный финал своего царствования. На этом портрете он предстаёт фигурой романтической и трагической, словно герой шекспировской пьесы. Несмотря на то, что подобный налет романтического трагизма был тогда модным дополнением к портретам английской аристократии, очень может быть, что художник всё-таки уловил в лице своей модели какие-то предвестники его несчастной будущей судьбы.
У бюста, который Бернини благополучно исполнил по портрету, также была не очень счастливая судьба. Скульптор закончил его в 1637 году и тогда же продемонстрировал представителю заказчика, который был восхищен мастерством Бернини и достигнутым сходством с королем. С учётом того, что Бернини с Карлом никогда лично не встречался, это сходство можно считать по большей части заслугой Ван Дейка. Позднее Карл I наградил Бернини ценным бриллиантовым кольцом.
В 1638 году папа римский Урбан VIII лично отправил скульптуру королеве Генриетте Марии в надежде на то, что это поспособствует примирению римско-католической церкви с англиканской. Примирения не получилось, но при дворе все пришли в такой восторг от бюста, что королева Генриетта Мария тут же решила заказать Бернини и свою скульптуру. Ван Дейк выполнил и для нее аналогичный тройной портрет, с одним исключением – он написал все три изображения на разных холстах, а не на одном. К сожалению из-за гражданской войны заказ так и не был выполнен.
Антонис Ван Дейк. Три портрета королевы Генриетты Марии. 1638-39
После революции бюст Карла I был продан, затем, когда к власти пришел Карл II, его вернули в Королевскую коллекцию. А потом, в 1698 году в Уайтхолльском дворце случился пожар, и бюст вместе с другими произведениями искусства погиб в огне.
А тройной портрет оставался в семье Бернини, пока около 1802 года его не приобрёл у наследников скульптора британский коллекционер Уильям Бьюкенан. В 1822 году картина была выкуплена для пополнения собрания Королевской коллекции. В настоящее то время портрет находится в Виндзорском замке.
Филипп де Шампань. Портрет кардинала де Ришельё. 1642
Ван Дейк оказался законодателем своеобразной моды на тройные портреты, причем его последователи уже не обращали внимание на изначальное чисто утилитарное предназначение работы. Например, в 1642 году Филипп де Шампань создал аналогичный портрет кардинала де Ришельё, а почти два с половиной века спустя (в 1874 году) Габриэль Россетти представил свою работу «Rosa Triplex» (1874) тройной портрет Мэй Моррис, младшей дочери художника и дизайнера Уильяма Морриса.
Данте Габриэль Россетти. Rosa Triplex (Тройная Роза). 1874