nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА
Часть 2.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

После того, как была установлена подлинность Креста, найденного Еленой, он тотчас сделался объектом поклонения христиан. Многие приезжали издалека, чтобы увидеть реликвию, помолиться над ней и, увы, отодрать хотя бы маленькую щепку на память. Дело принято такой масштаб, что рядом с Крестом поставили специальную охрану, чтобы не допускать такого вандализма. Но благочестивые паломники нашли другой способ забрать с тобой чудесный трофей: целуя Крест после молитвы, они отгрызали частички дерева. Тогда было запрещено прикасаться к реликвии любым способом, а разрешено только молиться рядом.
По итогам раскопок, проведенных Еленой, которая также установила местонахождение Гроба Господня и Голгофы и собрала значительное количество священных артефактов, ее сын, император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме грандиозный храм в честь Воскресения Христова, который включал бы в свой ансамбль и Гроб Господень, и Голгофу (в настоящее время это Храм Гроба Господня). Храм строился около 10 лет, и Елена не дожила до его освящения, она скончалась в 327 году. Храм был освящён 13 сентября 335 года. А на следующий день, 14 сентября, был установлен праздник в честь Креста. Существует даже документальное свидетельство, подтверждающее эту дату, текст из александрийской хроники 7 века:
«При сих консулах, Далматии и Аниции, совершено освящение церкви св. креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (или 13 – возможно ошибка писца), и отселе начался праздник Воздвижения св. креста».
Но история Креста в Иерусалиме на этом не кончилась. В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В 614 году персидский царь Хосров II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим, убив 60 тысяч человек и взяв в рабство 35 тысяч, и помимо всего прочего увёз с собой в Ниневию Крест Иисуса Христа (вернее то, что от него осталось, и патриарха Захарию как подарок своей супруге, царице Мариам, которая была христианкой.
Крест пробыл в Персии 14 лет до того момента, пока император Ираклий I не победил Хосрова и не заключил мир с его сыном. С возвращением Креста в Иерусалим также связано чудо. Согласно легенде император Ираклий лично понёс Крест Христов в храм Воскресения, чтобы вернуть на изначальное место. Император был в царском венце и порфире. Рядом с ним шёл патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и никак не мог двинуться дальше. Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий снял венец и порфиру, надел простую одежду и смог беспрепятственно внести Крест в храм.
Есть также мнение, что праздник как бы зафиксировал традицию, распространенную на раннехристианских богослужениях, воздвигать крест, символизирующий Распятие над головами молящихся.
В «Слове» на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит:
«Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Воздвижение Креста. Современная икона

Поскольку в православной традиции праздник Воздвижения входит в число двунадесятых, то икона посвященная ему обязательно находится второй в праздничном ряду. Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон был окончательно закреплён в конце 15-начале 16 вв.
Он представляет собой многофигурную сцену, изображаемую на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу. Справа, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту.
Более ранний вариант иконы, который также иногда используется, представлял парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста.

Воздвижение Креста. Святые Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Tags: икона, истории, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Шарль Андре Ван Лоо. Портрет мадам Помпадур в турецком костюме. 1747 Как-то раз французского философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments