Часть 1.
Осип Браз. Портрет Елизаветы Мартыновой. 1896
Наверное, она была исключительной женщиной. Она была талантлива и красива. Она должна была стать одной из первых женщин-художниц в России, получивших профессиональное образование в стенах Академии художеств. И она была, вероятно, единственной женщиной, в которую по-настоящему был влюблен Константин Сомов.
Елизавета Мартынова родилась в 1868 году (точнее, 9 января 1869 года по старому стилю) в семье врача. Девочка прекрасно рисовала, и семья оплачивала ей частные уроки живописи. И она мечтала стать настоящей профессиональной художницей. Судя по всему, ее родители были людьми достаточно прогрессивными, и всячески ей помогали. И вот в 1890 году в петербургской Академии художеств был объявлен первый набор, куда на равных с мужчинами могли быть зачислены и женщины. Девушки, также как и молодые люди, сдавали экзамены, и никто не делал им скидку по гендерному признаку.
Елена Никаноровна Клокачева
Елена Клокачева. Портрет Григория Распутина. 1914
Вообще, в первом наборе вместе с вольнослушательницами было всего 14 девушек. Однокашницами Елизаветы были, в частности, портретистка Елена Клокачева, дочь контр-адмирала, которая впоследствии прославилась, написав портрет Григория Распутина, пейзажистка Мария Федорова, чей отец был простым бухгалтером, и Людмила Савич. А в числе ее однокурсников был Константин Сомов.
Мария Федорова. Ветреный день
Дамы, впервые оказавшиеся в окружение признанных мэтров искусства, сильно робели. А мужчины, и преподаватели, и студенты, проявляли деликатность и рыцарское отношение, и считали своим долгом всячески поддерживать и ободрять первых российских профессиональных художниц. Любопытно, что это теплые братские чувства по отношению к своим дамам, сохранялись в художественной среде и после окончания Академии.
Известно, что Елизавета окончила Академию и получила диплом с правом преподавания живописи (хотя иногда исследователи пишут, что она оставила Академию, не окончив курс). Но вот ни одна из ее работ искусствоведам неизвестна. Возможно, действительно ничего не сохранилось, а возможно что-то где-то все-таки есть, но находится в частных руках или лежит неразобранное в музейных фондах. Во всяком случае, в настоящее время невозможно представить какой она была художницей, что ее волновало, что она стремилась запечатлеть на холсте. Можно довольствоваться лишь общими фразами из воспоминаний ее знакомых о том, что она была исключительно талантлива.
Филипп Малявин. Больная. Портрет Елизаветы Мартыновой. 1897
Ее жизнь разрушила болезнь, чахотка, которая унесла в могилу несчетное число молодых, красивых и талантливых людей на протяжении всей человеческой истории. Врачи посоветовали Елизавете лечиться за границей, и в 1897 году она уехала в Германию. В Россию после этого она потом возвращалась всего несколько раз, очевидно в редкие периоды ремиссии. Умерла она в 1905 году в Соколовско в Силезии на границе с Польшей, в одном из местных санаториев (Соколовско был известным европейским климатическим курортом). Ей было 37 лет.
Санаторий в Соколовско. Современный вид
Но все-таки Елизавета Мартынова оставила свое имя в искусстве, ведь это именно она – знаменитая «Дама в голубом» с портрета Константина Сомова. А еще ее писали Осип Браз, ведущий портретист рубежа 19-20 вв. и ее однокурсник Филипп Малявин.
Продолжение следует…