nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

СТРАННЫЕ ТАЙНЫ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ
Часть 3. Телега с авангардом


На самом деле большинство открытий в музейных фондах являются вполне прогнозируемыми. В мире искусства очень редко что-то пропадает совершенно безвозвратно, не оставляя никаких следов, и исследователи, сосредоточенные на конкретной теме, чаще всего по крайней мере в общих чертах представляют где и что стоит поискать.

Золото Шлимана

Это только абсолютно наивный человек может поверить в то, что, скажем в Пушкинском музее совершенно случайно обнаружили ящики с золотом Шлимана, которые простояли там, никем не востребованные, почти полвека. Скорее всего тот, кому по должности положено, прекрасно знал, что и где у него хранится, и искомое было извлечено на свет божий ровно тогда, когда это было необходимо.

Яранский краеведческий музей

Самое громкое музейное открытие последних лет тоже, по сути, было вполне спрогнозировано и сделано не случайно, а сознательно. В 2016 году искусствовед Андрей Сарабьянов приехал в краеведческий музей города Яранска (это Кировская область, но ближе к Йошкар-Оле, чем к Кирову). Там среди типичной краеведческой коллекции с бивнями мамонтов, наконечниками стрел и чучелами лис, он обнаружил более 200 (245, если точнее) работ русских авангардистов, стоимость которых, очевидно, в наши дни доходит до нескольких десятков миллионов долларов.
История этой коллекции достойна настоящего романа или сериала. В начале 1920-х годов трое, как сейчас бы сказали, граждан с активной социальной позицией, жителей Вятской губернии, решили приобщить к современному авангардному искусству крестьян и жителей маленьких городков своего региона. Одного из этих энтузиастов звали Евгений Медведев.
Они купили телегу с лошадью и начали возить по самым отдаленным населенным пунктам передвижные выставки. Таких акций состоялось три. Сначала они показали картины местных вятских художников, затем договорились со знакомыми в Казани и привезли их картины. А третий тур предполагался совсем фееричным. Потому что организаторы в 1921 году съездили помимо Казани в Москву и в Петербург и выпросили картины и произведения графики у Кандинского, Родченко, Удальцовой, Степановой. А еще там были представлены Андреевская, Белянин, Бубнова, Вшивцев, Григорьев, Деньшин, Демидов, Древин, Качура-Фалилеева, Клюн, Князев, Колесников, Кравченко, Кругликова, Кудряшов, Лазарев, Малютин, Малютина, Машков, Медведев, Меркушев, Миганаджиан, Моргунов, Никитин, Паин, Пальцева, Пестель, Плещинский, Попова, Радимов, Розанова, Синезубов, Соколов, Тимофеев, Фалилеев, Федоров, Федорова-Машкова, Федоровский, Фешин, Чекрыгин, Штеренберг, Щербаков, Экстер, Якимченко. Всего 322 картины 55 художников.
Василий Кандинский. Красное и чёрное

Николай Фешин. Женский портрет

Алексей Кравченко. Радуга

По замыслу устроителей, картины должны были побывать в семи городах губернии – Советску (тогда Кукарке), Яранску, Царево-Санчурску, Малмыжу, Уржуму, Нолинску, Вятке. Но выставка проехала только два городка, Советск и Яранск. Дальше по осеннему бездорожью телега чисто физически проехать уже не смогла. И картины остались в Яранске почти на сто лет.
Опять-таки нельзя сказать, что никто об этом не знал, хотя картины по документам не были ничьей собственностью, авторы просто передали их организаторам выставки под честное слово. Но то, что они лежат в Яранске, в общем-то не было какой-то тайной. Несколько раз предпринимались попытки вывезти работы в Киров, но туда были переправлены лишь 77 работ в 1965 году.
Сейчас говорят, что в Яранске просто не догадывались, что картины и графика, сваленные в их запасниках, являются столь ценными экспонатами со всех точек зрения. Сохранились они в целом относительно прилично, но все же несколько работ оказались в очень плохом состоянии. При этом о коллекции прекрасно знала Анна Шакина, директор Вятского художественного музея, она и направила туда Сарабьянова как ведущего специалиста по русскому авангарду.


И теперь счастливый финал: работы выставлены (первая выставка открылась в сентябре в Ельцин-центре Екатеринбурга), введены в музейный и научный оборот, будут изучаться и т.д. Все вроде бы хорошо. Но только поневоле начинаешь задумываться, где и сколько всего еще прячется по музейным запасникам, и не будет ли слишком поздно для этих сокровищ, когда их, наконец, извлекут оттуда на свет божий.
Tags: истории, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments