nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

КВЕНТИН МАССЕЙС. МЕНЯЛЫ (МЕНЯЛА И ЕГО ЖЕНА)
Часть 2.


Профессия менялы была одной из самых распространённых и популярных в Амстердаме на рубеже 14-15 веков, поскольку была жизненно необходима городу с бурно развивающейся международной торговлей. Меняла, по сути, в то время совмещал в себе функции валютного обменника, ломбарда и банка. Он обменивал монеты одной страны на монеты другой, для чего ему были нужны весы, которые стали основным атрибутом и символом его профессии. Массейс дополнительно акцентирует внимание на этой детали, поместив на раме картины надпись «Пусть весы будут верными, а вес точным». Кроме того, меняла мог в качестве залога для ссуды брать от клиентов различные ценности, выполняя функцию, так сказать, кредитного учреждения.
Итак, на совсем небольшой картине Массейса (71 × 68 см), написанной маслом на дереве, сосредоточено значительное количество различных персонажей и предметов. В центре композиции находится молодая супружеская пара. Мужчина и женщина одеты достаточно скромно, но добротно: их одежда сшита из качественного сукна, отделана мехом, на пальцах - дорогие кольца, что свидетельствует об их зажиточности. Скорее всего они относятся к среде антверпенских бюргеров, так сказать, крепкий средний класс.
Глава семьи, меняла, занят своим привычным делом: он напряженно следит за равновесием чашечек весов, на которых лежат монеты. Его супруга, переворачивает страницу молитвослова, и, на мгновение оторвавшись от чтения, бросает взгляд на весы в руке мужа.
Перед мужчиной в левом нижнем углу картины находятся различные предметы, характеризующие его профессию. Это богато декорированный ограненный хрустальный кубок (ханап), инкрустированный металлом, раскрытый черный кошель с горстью жемчужин, рулончик бумаги, на который нанизаны четыре кольца с драгоценными красными и зелеными камнями. В центре нижнего края стола находится круглое зеркало, в котором отражается еще один персонаж картины, видимо, клиент, окно и церковный шпиль. Рядом с этими предметами находится груда золотых монет разных стран и достоинства.
Художник написал монеты настолько реалистично, что вполне возможно определить их достоинство и происхождение. Перед менялой находятся монеты Франции, Священной Римской империи, королевства Сицилии и английские пенни.
Меняла использует небольшие портативные весы, к которым обычно прилагались особые гирьки в виде ведерок. Несколько таких гирек лежат перед ним на столе.



Исследователи расходятся во мнении, какую именно операцию выполняет меняла. Выпуклое зеркало, которое находится на краю стола, показывает, что перед менялой стоит клиент, чья рука опирается на край окна. Кстати, за окном четко виден шпиль собора Богоматери Антверпена, которые указывает на место, где находится лавка менялы. Возможно, клиент собирается обменять ценности (вазу, жемчуг, кольца) на наличные деньги, которые кредитор взвешивает, чтобы точно установить соответствие веса монет и стоимости предметов. Либо клиент меняет лишь монеты, а ценности, разложенные перед менялой, относятся к какой-то другой транзакции. Но как бы там ни было, центром притяжения внимания и персонажей картины и зрителей является горка золота на зеленом сукне стола.

Продолжение следует…
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments