nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

КВЕНТИН МАССЕЙС. МЕНЯЛЫ (МЕНЯЛА И ЕГО ЖЕНА)
Часть 3.



За спиной у менялы и его жены размещен открытый шкаф с двумя полками, на которых художник разместил изрядное количество исключительно тщательно выписанных предметов. Эти вещи не являются просто натюрмортом, собранным для, так сказать. «углубления характеристики быта». Они несут в себе более глубокий символический, даже в чем-то и назидательный смысл.
Основная идея натюрморта заключается в наглядном обозначении противостояния между добром и злом, между светскими и духовными ценностями, между временным земным и вневременным божественным в человеческой жизни.
На нижней полке слева мы видим закрытую коробку, символ скрытой божественности, а справа – потухшую свечу, символ тщеславия либо смерти. На верхней полке в левом углу находится прозрачный стеклянный графин цилиндрической формы, наполненный водой, традиционно символизирующий Непорочное зачатие (поскольку солнечный свет, проходит через сосуд и воду, не повреждая их). Далее идут два предмета, закрепленные на гвоздях, вбитых в полку. Это красный шнурок с шестью стеклянными бусинами, который символизирует Богоматерь, и вторые весы, возможно, напоминающие о весах Страшного суда. Третий предмет, висящий на шнурке между головами мужчины и женщины, предположительно является футляром от портативных весов.
Далее на полке находится свиток пергамента, который может символизировать скрытое знание. Рядом с ним стоит небольшой круглый серебряный поднос или блюдо, который может символизировать тщетность земных богатств,
перед которым положено яблоко либо апельсин (вообще, исследователи склоняются к апельсину), намекающий на первородный грех, либо указывающий на счастливый брачный союз. Вообще есть версия, что Массейс в своей картине использовал некоторые символы, аналогичные символам на знаменитом «Портрете четы Арнольфини» Яна Ван Эйка, поскольку видел эту картину и восхищался ей.
Правую половину полки занимают книги и бумаги, очевидно, связанные с профессиональной деятельностью менялы. Это счета, ценные бумаги, бухгалтерские книги, где он записывает клиентов, принятые и выданные им суммы и т.д. На книге, находящейся ближе к правому краю картины, лежит лист пергамента, на котором художник поставил свою своеобразную подпись, нарисовав скрещенные молоток и наковальню, возможно, как намек на его первую работу кузнеца.
Рядом с полками, в правом верхнем углу находится полуоткрытая дверь, за которой мы видим небольшую часть улицы возле конторы менялы, стену и окно дома напротив. За дверью стоят двое мужчин, которые о чем-то оживленно беседуют, и один из них поднимает вверх указательный палец, чтобы предупредить или предостеречь своего собеседника. Поскольку разговор происходит возле конторы, есть вероятность, что предупреждение это касается нечестности этого конкретного менялы либо опасности пользоваться услугами менялы в принципе. Хотя по другой версии, случайные прохожие просто ведут какой-то праздный разговор, и художник их не одобряет, и потому изображает в несколько карикатурном виде.

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины
Subscribe

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments