Часть 4. Подведение итогов
Итак, что же все-таки хотел сказать художник своим весьма неоднозначным произведением. Я допускаю возможность, что изначально «Менялы» действительно были задуманы как двойной портрет, может Массейс даже и заказ соответствующий получил вместе с задатком, а может, писал своих знакомых из личной симпатии и интереса. Все же его герои обладают весьма характерной, узнаваемой, а не обобщённой внешностью. Это определенно личности, а не типажи.
Квентин Массейс. Менялы
Кстати, любопытно, что у Массейса есть и другие картины с названием «Менялы». На одной из таких работ, например, изображены четверо мужчин, очевидно, двое из них менялы, а двое, возможно, клиенты. И здесь художник не проявляет никакой симпатии к своим персонажам, изображая их в своей типичной гротескной манере. Никаких деталей хоть в малейшей степени указывающих на присутствие в этой среде хоть чего-то духовного нет. Перед менялами – горки монет и гроссбух, и такие же толстенные тома с записями громоздятся на полках за их спинами.
Так что «Меняла и его жена» - это произведение явно не о ростовщичестве. И то количество различных деталей, которые окружают персонажей, складываются в очень четко обозначенную систему символики, которая должна доходчиво довести до зрителя мысль о месте материального и духовного в жизни каждого человека.
Иногда исследователи утверждают что что художник однозначно противопоставляет материальную и духовную сферу жизни человека. Очевидно, что за материальное и приземлённое отвечает меняла, а духовное воплощает его жена. У него – деньги и ценности, у нее- молитвенник.
Но стоит обратить внимание, что мужчина и женщина склоняются друг к другу и что их фигуры и предметы, их окружающие, представляются достаточно симметричными, словно они не противопоставлены друг другу, а дополняют друг друга.
В европейской культуре эпохи Позднего Средневековья уже нет такого жёсткого противопоставления земного и духовного, как это было ранее. В это время в обществе уже намечаются первые попытки примирить, так сказать, плоть и дух. Религиозная экзальтация, свойственная духовной жизни более раннего времени, уступает место более разумному и рациональному радению о деле спасение души. Соответственно меняется и отношение к процессу зарабатывания денег, который уже не кажется таким однозначно губительным и дьявольским занятием.
А сущности, Массейс в своей картине наглядно демонстрирует абсолютно буржуазную по сути концепцию «благочестия в миру». Между прочим, католицизм так и не принял мысль о том, что желание достичь финансовое благополучие своим трудом не является греховным, и оно в конечном итоге привело к появлению протестантизма, где достижение материальных благ даже поощряется, поскольку свидетельствует о трудолюбии человека, не склонного к праздному времяпрепровождению.
Ян Ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. Фрагмент
Вроде бы все понятно. Но есть у меня одна крамольная мысль, и касается она символики погасшей свечи. Если Массейс действительно использовал символическую систему «Портрета четы Арнольфини», то можно вспомнить, что на картине ван Эйка единственная горящая свеча в люстре над головами главных героев обозначала Иисуса Христа как свидетеля их брачного союза. Но, как обычно утверждают исследователи, на картине Массейса, погасшая свеча обозначает смерть или краткосрочность человеческой жизни. В принципе, это вполне вписывается в генеральную линию концепции, связанной с противостоянием земного и духовного. А что если это не так?
А что если эта погасшая свеча указывает на то, что Господь не был свидетелем заключения брачного союза между мужчиной и женщиной в этой паре. Вдруг, они полюбили друг друга, но официально вступить в брак по каким-то причинам не смогли? Погасшая свеча находится за спиной у женщины. Так что, я бы предположила, что это она была уже связана узами брака, либо какими-то иными семейными обстоятельствам, и порвала со своей семьей и даже со своей средой, чтобы остаться с возлюбленным. Она выглядит более утонченной и даже аристократичной по сравнению со своим спутником. Может именно поэтому она и занята чтением молитвенника (кстати, у нее очень дорогой молитвенник, украшенный великолепными цветными миниатюрами), а не хозяйственными делами, пока ее муж работает.
P.S. Эрвин Панофский высказывал мысль, что «Меняла и его жена» Массейса – это подражание или копия с утраченной картины Яна Ван Эйка, описание которой оставил Маркантонио Михиэль, который видел ее в Милане в первой половине 16 века:
«…картина с поясными фигурами, изображающая как хозяин ведет рассчитываетс со своими служащими…»
Но кажется , что это описание гораздо больше подходит к другим «Менялам».