nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ВИКТОР ПОПКОВ. ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК БЫЛА БАБКА АНИСЬЯ. 1973
Часть 1.

Виктор Попков. Хороший человек была бабка Анисья. 1973

И все же осень, даже такая теплая и солнечная как в этом году, иногда навевает тоскливые мысли. Листья желтеют и опадают, трава жухнет, солнце греет все слабее… И окружающие люди постепенно становятся всё менее оптимистичны, ведь ожидание скорого прихода лета, это совсем не то, что ожидание скорого прихода зимы. Вот и всплыла у меня в памяти одна печальная, но при этом удивительно светлая картина. Виктор Попков, «Хороший человек была бабка Анисья»…
Виктор Попков без сомнения, был одним из самых интересных советских художников, представитель «сурового стиля» с очень своеобразным и достаточно пессимистичным взглядом на мир, который прожил всего 42 года и ушел из жизни при странных и трагических обстоятельствах. Картина «Хороший человек была бабка Анисья», оконченная за два года до смерти, считается его последним масштабным произведением. Начатая в следующем году работа «Осенние дожди. Пушкин» осталась незавершенной.

Виктор Попков. Пушкин. Осенние дожди. 1974-75

В середине 1960-х годов Попков, как и многие из художников его поколения, открывает для себя русскую деревню, ее архаичный, но сохранивший определенную исконную народную поэтику уклад жизни, людей, как будто еще не испорченных городской цивилизацией, мудрых и спокойных. С этого времени он все чаще бывает в своих излюбленных местах – на Русском Севере: на реке Мезени и в селе Лешуконском Архангельской области, в Ферапонтове на Вологодчине или в селе Велегож под Тарусой.

Велегож. Современный вид

Именно там, в Велегоже, осенью 1968 года, он и попал случайно на похороны своей знакомой, бабки Анисьи. Попков часто бывал в ее гостеприимном доме, беседовал с ней, даже рисовал ее. После похорон он сразу же, по свежим следам, так сказать, сделал множество зарисовок и набросков, которые впоследствии сложились в одну из лучших его картин. Первый эскиз картины «Хороший человек была бабка Анисья» Попков представил на выставке шестнадцати московских художников в 1969 году. Здесь художник еще сохраняет бытовую трактовку сюжета, представляя печальное событие в подробных деталях, обозначенных с почти фотографической точностью.

Виктор Попков. Хороший человек была бабка Анисья. 1969. Первый вариант картины

Позднее он радикально изменил концепцию. В новом варианте он переводит конкретное печальное событие, смерть его знакомой, в более глобальный, причем почти религиозный план. Это не просто прощание с обычной русской крестьянкой, простой доброй женщиной, прожившей долгую, незаметную, но цельную и достойную жизнь, наполненную тяжким трудом, житейскими бедами и радостями. Не случайно Попков принимает решение писать окончательный вариант произведения в иконописной технике, стремясь подчеркнуть этим символичной и «всеобщность» сюжета. На полях одного из графических набросков к картине художник сделал запись:
«Писать «Бабку Анисью» как цветную гравюру и икону… Лица, как в иконах, - охра, лепка, пробела…»
Попков действительно выполнил окончательный вариант «Бабки Анисьи» не маслом, а темперой. Влияние иконописной традиции заметно также и в выборе фона, охристо-золотистого, типичного для икон северного письма.
Вероятно, свою роль в этом выборе сыграло и время, когда происходили похороны – золотая осень, может, даже время празднования Покрова Пресвятой Богородицы, любимого крестьянского праздника, знаменующего окончание сельскохозяйственных работ. Наверняка и бабка Анисья всегда готовилась к Покрову, пекла пироги и собирала гостей.

Продолжение следует…
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments