nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА:
ВЫБОР ОРУЖИЯ


                  
        Московский Кремль XVI века. Фрагмент               Строительство Московского Кремля.
         плана Москвы                                                            
Иллюстрация из Лицевого свода

          Впервые Оружейная палата (вернее, Оружейный приказ) как государственное учреждение была упомянута в исторических источниках в 1547 году, то есть она существовала уже при Иване Грозном, а, возможно, и раньше. Она уже тогда размещалась в Московском Кремле и служила хранилищем оружия.

           
    Зерцальный доспех. 1670. Мастер             Казанская шапка. 1553 (?)
     Григорий Вяткин (Оружейная палата)


       Впоследствии функции, которые выполняло это учреждение, значительно расширились. Там стали не только хранить оружие, но и изготавливать его, а дьяки, состоявшие при Оружейной палате, занимались еще и закупками вооружения. Затем помимо оружия, в Оружейной палате стали закупать, изготавливать и хранить драгоценности и предметы царского обихода.
       В 1640 году при Оружейной палате была создана иконописная мастерская, а в 1683 – живописная мастерская. В 1700 году в Оружейную палату влились Золотая и Серебряная палаты. Между прочим, мастера Оружейной палаты имели большие возможности для знакомства с современным западным искусство, поскольку именно там хранились дары, привозимые европейскими посольствами. Это были по большей части произведения ювелирного искусства, изготовленные в современном для 17 века стиле барокко, а также европейские книги с иллюстрациями. Кроме того, вместе с русскими мастерами там работали и иностранцы. Мастера там не только трудились, но и обучали молодежь, то есть при Оружейной палате существовало своего рода художественное училище.
       Симон Ушаков, один из ведущих мастеров-иконописцев Оружейной палаты, руководивший с 1664 года ее иконописной мастерской, даже начал в своих иконах постепенно отходить от традиционной формы письма, вводя  в свои работы определенные элементы современной западноевропейской живописи. У него уже появляется прямая перспектива, и лики святых и Богоматери становятся более похожими на лица людей на портретах. Возникает даже особая иконописная школа Оружейной палаты.

Симон Ушаков. Древо Государства Московского
(Похвала Богоматери Владимирской)


        Все резко изменилось, когда в 1711 году большинство мастеров по приказу Петра I было переведено в Петербург. Сама Оружейная палата в 1726 году была объединена с Казенным двором, где издревле хранилась царская казна, Конюшенной казной и Мастерской палатой и стала называться «Оружейная и Мастерская палата». Больше там уже ничего нового не делали, только хранили царские сокровища. Исторические реликвии и царские регалии теперь показывали только избранным, например иностранным послам или высокопоставленным особам.
          Уже во второй половине 18 века высказывались предложения превратить Оружейную палату в общедоступный музей, который бы демонстрировал самой широкой публике богатство и величие русских царей и императоров. Наконец, в 1806 году Александр I подписал соответствующий указ, и Оружейная палата официально превратилась из царского хранилища древностей в музей.
     В 1814 году открыли первую экспозицию в здании, построенном архитектором И.В.Еготовым на месте снесенного дворца Бориса Годунова. В то время вообще шла большая реконструкция Московского Кремля, который освобождали от ветхих или разрушенных строений, возводя на их месте новые. Для музея отвели семь залов, куда можно было попасть только по особым билетам, которых всегда печатали очень мало. Причем музей разрешалось осматривать только в летнее время, поскольку в здании были проблемы с отоплением, и не был предусмотрен гардероб.

       
      Оружейная палата. (Кремлевские казармы).      Оружейная палата. 1852. Арх. К.А.Тон.
      Первое здание. 1814. Арх. И.В.Еготов                   Современный вид

     В 1852 году Оружейная палата переехала в новое здание, построенное по проекту архитектора К.А.Тона у Боровицких ворот. Там же она находится и сейчас, причем в настоящее время часть этого здания занимает Алмазный фонд, куда попасть гораздо сложнее.
       Как и в 19 веке, сейчас в Оружейной палате можно увидеть посольские дары 16-17 века, царские регалии, а также особо ценные археологические находки и даже коллекцию ювелирных предметов рубежа 19-20 веков, в том числе и изготовленных для императорской семьи ювелирным домом Фаберже.


Бармы. XII век. Найдены в 1822 г.   Посольский топорик и кинжал в     Карл Фаберже. Пасхальное
на месте Старой Рязани                    
ножнах. XVII век. Иран                     яйцо "Память Азова". 1891

        В 19 веке обычных посетителей пускали в музей три дня в неделю, остальное время было предназначено для иностранцев, путешественников, ученых и художников. Важным условием было наличие у посетителей приличной одежды. Что, впрочем, актуально и на сегодняшний день.

                                       
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments