nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ШАПЕРОН, или КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ ПЛАЩ С КАПЮШОНОМ
Часть 2.


Как только мода на шапероны утвердилась в обществе, начали изобретать новые способы, как их носить. Придумали как минимум восемь вариантов:

1. Шлык и пелерину (корнетту и патту) связывали вместе в узел на макушке, так что получалось нечто, похожее на островерхий тюрбан. При этом обе части шаперона могли быть подняты вверх или же одна из них свисала на затылок, закрывая шею.

2. Пелерина опускалась вниз, ею оборачивали шею и специальной застёжкой прикрепляли к ленте-бурреле. А шлык-корнетта свободно свободно свисала сбоку или сзади.

3. Пелерину-патту завязывали на макушке на манер петушиного гребня, а корнетта опять-таки свободно свисала сбоку или со спины.

4. Наоборот, корнетту завязывали на макушке, а патту оставляли свободно висеть.
5. Патта свободно спускалась на затылок, в то время как длинную корнетту несколько раз обматывали вокруг шеи и закрепляли. Этот вариант был, вероятно, самым теплым, поэтому так шаперон использовали зимой, особенно при верховой езде. Считается, что именно так его носила Жанна д'Арк.

6. Представительский вариант. Если было необходимо предстать перед человеком более высокого ранга или присутствовать на церковной службе, то шаперон снимали и укладывали на плечо, так что патта свисала на спину, а корнетта — вперёд, на грудь

7. Итальянский вариант: Патту, сложенную пополам оставляли свисать сбоку

8. И, наконец, тюрбан. Шаперон обвязывали широкой лентой-бурреле, так, что получалось подобие восточного тюрбана.

И только крестьяне продолжали носить шаперон в его исконном варианте – капюшон на голове, а пелерина – на плечах. Тогда как даже прислуга аристократов и богачей предпочитала делать свои шапероны из шелка и носить из, укладывая по последней моде, принятой при соответствующем дворе. Впрочем, такие эффектные и «богатые» шапероны были, скорее, в моде у публики состоятельной, но не знатной, поскольку это был ещё один способ продемонстрировать всему миру своё благосостояние.

Рогир Ван дер Вейден. Портрет герцога Филиппа Доброго

А вот аристократия и даже королевские особы предпочитали более простой и строгий, но элегантный стиль.
В середине 15 века корнетта удлиняют настолько, что она спускается чуть ли не до земли, и тогда ее обматывают вокруг шеи на манер шарфа. На флорентийский шаперон, например, уходило до 9,5 метров самой дорогой ткани, камки или шёлка. Бурреле свивали в довольно толстый жгут, и либо как раньше оборачивали вокруг шаперона, либо же накручивали ещё несколько дополнительных слоев на шаперон, чтобы ещё больше увеличить его размер.
Бурреле в то время был отличным индикатором знатности - чем больше бурреле, тем выше его обладатель стоял на социальной лестнице. Но шаперон указывал не только на это.
Во Франции и Бургундии ношение шаперонов определённого цвета указывало на принадлежность человека к определённой политической партии — причём сами партии могли иногда носить имя «шаперонов». Так, участники парижского восстания 1356 года, направленного против дофина Карла, добивавшиеся французского трона для Карла Злого, короля Наварры, носили двуцветные шапероны, у которых красный цвет символизировал Париж, а голубой — Наварру. В 1379 граждане Гента восстали против Филиппа Смелого, герцога Бургундии, и знаком принадлежности к повстанцам было ношение белого шаперона. Белый шаперон в Париже также обозначал принадлежность к восставшим во время парижских беспорядков 1415 года.

Пизанелло. Мужской портрет

Во Флоренции 15 шапероны (по-итальянски «капуччи») выдавали принадлежность к республиканской партии, в тогда как их противники носили так называемые «придворные шляпы».
С начала 1480-х годах шаперон стал постепенно выходить из моды, хотя его продолжали носить горожане и купцы. Но это была уже более простая модификация без украшений с очень короткой лента-бурреле или вообще без нее.

Мастерская Маринуса ван Реймерсвале.Двое менял

К началу 16 века в Европе шаперон практически исчез, а вот его первоначальный вариант, худ, или короткая пелерина с капюшоном, остался в качестве удобной повседневной одежды в гардеробе крестьян, и особенно пастухов.

Лорд Сесил Берли

Ещё какое-то время собственно шаперон держался на плаву как часть церемониального облачения юристов, академиков и членов некоторых из рыцарских орденов (так, например, шаперон входил в орденское одеяние французских рыцарей Звезды). Но и в этих случаях он был уже достаточно скромных размеров, часто лишённый бурреле, и крепившийся к одежде на манер капюшона.
Дольше всего, примерно до 1520 года, мода на шаперон продержалась в Италии, но только в качестве головного убора для стариков.


Пизанелло. Видение святого Евстафия

P.S. А если подумать... В мире черт знает что тогда творилось: столетняя война, эпидемия чумы, народные волнения, смена правящих домов в ведущих европейских странах... А тут дискуссия, как правильно навернуть кусок ткани на голову...
Tags: истории, картины, мода
Subscribe

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 1. Граф Шарль де Ферриоль, посол Людовика XIV в Оттоманской империи, прибыл в Стамбул ко двору…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    ЯН СТЕН. КАВАРДАК, или ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ РОСКОШИ. Ок.1663 Часть 2. Ян Стен. Кавардак. Ок.1663 Несколько особняком среди персонажей картины стоит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments