Часть 1.
Художникам свойственно придумывать мифы о себе, творческое переосмысление собственной биографии подчас тоже становится одной из граней искусства, не менее яркой и изобретательной, чем картины и рисунки. Иногда за этими легендами бывает невозможно установить истинные факты, особенно если они не подтверждаются помимо устных баек какими-то документальными свидетельствами. Жизнь Тамары Лемпицкой, невероятно успешной и очень оригинальной художницы 20 века также полна тайн и черных дыр, которые она сначала сама создала, а потом успешно заполнила всевозможными историями, в которых трудно отделить правду от художественного вымысла.
Начнем с ее рождения. Википедия указывает точную дату – 16 мая (или в других вариантах 11 мая) 1898 года, однако в других источниках авторы бывают более осторожны, и пишут, что она родилась где-то на территории Российской империи, может в Варшаве, а может и в Москве, на рубеже 19-20 вв. Возможно, позднее она сама подкорректировала дату своего рождения, чтобы убавить свой возраст, поскольку иногда указывается, что она родилась в 1896 году.
Вроде бы при рождении ее назвали Марией, и в официальных документах ее имя значилось как Мария Борисовна Гурвич. Ее родителями были Борис Моисеевич Гурвич-Гурский, еврей, юрист и предприниматель, который работал адвокатом в представительстве французской фирмы в Варшаве, и Мальвина Деклер, наполовину полячка, наполовину еврейка. Мальвина Деклер до замужества вела светскую жизнь и познакомилась с Борисом Гуревичем как раз на одном из европейских курортов. Иногда утверждается, что отец исчез из жизни дочери практически сразу после ее рождения, но похоже, что это не совсем так. Но во всяком случае денег от Бориса Гурвича в семье особо не видели, и Мальвина Деклер, чтобы выжить и прокормить дочерей (а она родила от Гурвича и второго ребенка) устроилась работать гувернанткой в Петербурге. Дочь она отправила в Москву к бабушке Клементине Деклер, которая и занималась воспитанием и образованием девочки.
Мария оказалась очень музыкальна, и с самого раннего детства бабушка, которая была превосходной пианисткой, прививала ей любовь к музыке и учила игре на рояле. Девочке прочили большую исполнительскую карьеру, тем более, что она и сама с восторгом занималась музыкой, а потом ещё и вечерами, когда ей уже полагалось ложиться спать, тайком прокрадывалась в комнату бабушки и слушала ее игру.
Тамара Лемпицка в подростковом возрасте
В 1907 году бабушка повезла Марию в путешествие в Италию. Как потом вспоминала художница, именно с этой поездки и началось ее увлечение живописью. Впрочем, сама же Лемпицка рассказывала и о том, что свой первый портрет она написала в возрасте 10 лет. Тогда ее мать заказала портрет дочери у какого-то не самого дорогого художника. Тот выполнил портрет в технике пастели, но он не понравился девочке, а ещё больше ей не понравилось позировать. Тогда она раздобыла коробку пастели, уговорила младшую сестру посидеть неподвижно и нарисовала ее портрет.
В 1911 году Мальвина Деклер, которая прежде не занималась воспитанием дочери, и судя по всему, вообще мало интересовалась ее жизнью, решила, наконец, что должна что-то сделать для девочки, и отправила ее в пансион в Швейцарию. Там Мария долго не выдержала, она притворилась больной, и ей разрешили покинуть школу и вернуться домой.
В 1912 году родители Марии официально развелись, и девочка вообще осталась предоставлена самой себе. Тогда она и приехала впервые в Петербург на лето к своей тётке Стефе, достаточно состоятельной даме.
Позднее мать разрешила Марии задержаться в городе подольше. Предполагалось, что там будет больше возможностей для получения художественного образования, поскольку у Марии явно проявлялся не только интерес, но и талант к рисованию.
Впрочем, в северной столице, девочка-подросток получила не только возможность брать частные уроки живописи, а затем, с 1914 года, учиться в Академии художеств, но и обрела гораздо больше свободы. В Москве за ней бдительно присматривала бабушка, а здесь она фактически была предоставлена сама себе.
В "Бродячей собаке"
Она водила компанию со своими старшими однокашниками, вела (и это с 16 лет!) богемную жизнь, регулярно посещая самые модные тусовочные места тогдашнего Петербурга вроде «Бродячей собаки». Рассказывали, что однажды она в компании своих старших друзей пробралась на какой-то закрытый бал-маскарад, куда пускали только избранную публику. Мария была одета пастушкой и умудрилась провести с собой в зал двух живых гусей.
Сама она утверждала, что именно там, на этом балу, она встретила свою первую любовь, молодого успешного адвоката Таддеуша Лемпицкого. Он был отпрыском богатой и знатной польской семьи, которому прочили блестящую карьеру, и помимо всего прочего, красавчиком, в которого были влюблены все девушки Петербурга. И конечно, Мария (которая к тому времени уже переименовала себя в Тамару), твердо решила, что она непременно должна его заполучить.
Продолжение следует…