nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ТАМАРА ЛЕМПИЦКА
Часть 6. Портрет Таддеуша Лемпицкого


Тамара Лемпицка. Портрет мужчины в плаще (Портрет Таддеуша Лемпицкого). 1928

Несмотря на то, что сама Тамара давно уже не воспринимала Таддеуша как мужа, не жила и не спала с ним, тем не менее разводиться она не собиралась. В то время статус замужней женщины все же значил многое, и мадам Лемпицка могла позволить себе гораздо больше, чем мадемуазель Гурвич. Возможно, в глубине ее душе все же ещё оставалась толика того страстного чувства, которое привело ее в его объятья, а затем помогло вытащить его из тюрьмы. А кроме того, Таддеуш при всех его недостатках очень любил дочь, а Тамара, которая не была, конечно, идеальной мамочкой, все же по собственному опыту знала, каково это, расти без отца, и не желала для дочери повторения своей истории.
В общем, Тамара сквозь пальцы смотрела на пьянство и измены Таддеуша. По большому счету ей уже было все равно, но когда после ее возвращения из Италии и истории с Габриэлем д'Аннунцио, он заявил, что намерен развестись и вернуться в Польшу, Тамара всё-таки попыталась с ним помириться.
Но на сей раз Таддеуш был непреклонен и в Польшу все же уехал. Там у него случился скоропалительный роман с Иреной Шписс, дочерью владельца крупнейшей в Польше фармацевтической фабрики, и он твердо решил официально обрести свободу и жениться на своей новой избраннице, хотя Тамара и уговаривала его хотя бы формально сохранить их брак.

Озеро Комо в Италии

Она трижды приезжала к нему в Варшаву, но каждый раз встреча заканчивалась ссорой. Наконец, Тамара решила использовать последнее оружие – дочь. Она оплатила уикэнд в роскошном отеле на озере Комо в Италии, пригласила туда Таддеуша и специально привезла из Парижа Кизетту.
Ссорится они начали сразу, как только оказались в своём номере, и даже присутствие девочки их не остановило. В итоге скандал вышел таким грандиозным, что потребовалось вмешательство хозяина отеля, который пригрозил выгнать шумных постояльцев и вызвать полицию. Примирение так и не состоялось. Но именно в этой гостинице Тамара начала работу над одним из самых своих известных портретов – портретом мужа 1928 года.

Тамара Лемпицка пишет портрет мужа. Фотография 1928 года

Это очень мрачное полотно, написанное в темной, черно-серой гамме, совсем не свойственной работам Лемпицкой того времени, предпочитавший чистые и яркие тона. Возможно, такой выбор колорита отражал и ее собственное настроение и отношение к почти бывшему мужу на тот момент времени.
Она пишет Таддеуша на фоне небоскребов с бесчисленными окнами, устремленных ввысь, и мрачного серо-голубого неба, что усиливает общее ощущение тревоги. Лемпицкий облачён в длинный двубортный плащ с крупными пуговицами, похожий на какую-то форменную одежду, в его руке – цилиндр, указывающий на статус светского человека. При этом лицо мужа она пишет безо всякой иронии или пародии, которая иногда присутствует в ее мужских портретах. Лемпицкий кажется вполне привлекательным мужчиной и даже в возрасте под сорок лет.
В его костюме только два светлых пятна – белый шелковый шарф, закрывающий горло, и белая перчатка на левой руке, которая держит цилиндр. Скорее всего эта перчатка понадобилась, чтобы закрыть руку, на которой уже нет обручального кольца. Дело в том, что когда Тамара начала писать портрет мужа, они ещё формально состояли в браке, но заканчивала она работу уже будучи официально разведенной женщиной. И поэтому кольцо к концу работы с пальца супруга исчезло.
Центром композиции является ещё один светлый фрагмент – белый листок бумаги, треугольный угол которого выглядывает из-под пальто Таддеуша. Художница не даёт никаких намеков на то, что это за бумага, но логично будет предположить, что это документ о разводе или же прощальное письмо.
Поза мужчины напряжённая и изломанная, он выглядит так, словно собирается выйти прямо с холста. Его лицо серьезно, взгляд мрачен, губы жестко сжаты. В холодном взгляде нет ничего, что хотя бы намекало на прошлые чувства. Это портрет человека, который не просто разводится, а навсегда уходит из жизни своей жены.
Несмотря на то, что ее брак с Таддеушем давно уже превратился в формальность, Лемпицка очень тяжело пережила развод. Какое-то время она чувствовала себя глубоко несчастной и даже пережила что-то вроде депрессии. Примерно в это время она в одном из писем жаловалась на жизнь своему очередному любовнику – итальянскому архитектору Джино Пуглиси:
«Я дама? Нет! Я несчастное существо, истерзанное, без родины, без корней, всегда одинокое…»
И, что вполне объяснимо, Тамара портрет мужа так и не закончила.


Продолжение следует…
Tags: анализ, женщины, портрет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Виктор Васнецов. Каменный век. Пиршество. Эскиз росписи зала Исторического музея в Москве В ранней юности Кузьма Петров-Водкин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment