nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ТАМАРА ЛЕМПИЦКА.
Часть 7. Автопортрет в зеленом «Бугатти». 1929

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом «Бугатти». 1929

Свой развод Тамара Лемпицка ознаменовала поездкой в Монте-Карло. Там среди роскошной толпы и безумных развлечений она, наконец, немного отошла от стресса, психологически приняла свой новый статус свободной женщины и даже нашла в нем определенные преимущества. В конце концов, она и так уже почти пять лет вела весьма вольную жизнь, в которой Таддеуш занимал лишь чисто формальное место.

Тамара Лемпицка. Санкт-Мориц. 1929

Если задуматься, то он еще долго терпел ее бесконечные измены, причем не только с мужчинами, но и с женщинами. Войдя в круг парижской модной богемно-аристократической тусовки, Тамара неожиданно обнаружила, что секс с женщинами ей нравится ничуть не меньше, чем с мужчинами. Говорят, что самый бурный роман был у нее как раз с дамой, некоей Ирен Перро, которую она запечатлела на множестве своих полотен, в том числе на знаковой картине «Санкт-Мориц». А еще были фонтаны шампанского, россыпи кокаина и все возможные развлечения и излишества, которые только могла придумать избалованная этими самыми развлечениями и излишествами светская тусовка. Таддеуш терпеть не мог всю эту среду и обычно едко высмеивал и свою супругу и всех ее новых знакомых, от расположения которых в конечном итоге зависело финансовое благополучие семьи ведь это они давали Тамаре заказы.

Рено. Модель сер.1920-х гг.

В общем, получив бумаги о разводе, Тамара обновила гардероб новыми нарядами от Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли, загрузилась в свою машину (к тому времени она смогла приобрести себе маленький жёлтый «Рено») и отправилась развеяться в Монте-Карло.

Эрнест Драйден

Там с ней случилась почти романтическая история, которая и привела к созданию чуть ли не самой знаменитой из всех ее картин. Тамара оставила машину на стоянке отеля, а когда вернулась за ней, то обнаружила за дворником визитную карточку, на которой была нацарапано записка. Автором записки был Эрнест Драйден, художественный руководитель модного немецкого журнала для современных женщин «Die Dame», который как раз в то время занимался популяризацией среди своих читательниц идеи водить собственную машину.

Обложка журнала «Die Dame». 1920-е гг.

В записке Драйден выражал восхищение манерой прекрасной незнакомки держаться за руль и приглашал на встречу в модное кафе. Тамара не отказалась. В конце концов, почему бы и нет. Она теперь вообще свободная женщина. За разговором выяснилось, что прекрасная незнакомка не только великолепно водит машину, но ещё и является одной из самых известных художниц Европы. И тогда Драйден предложил ей написать свой автопортрет за рулём машины для обложки журнала.
Так и появился на свет «Автопортрет в зеленом «Бугатти»». Вообще-то я уверена, что вся сцена была специально срежиссированна, и Драйден прекрасно знал, под дворник чьей машины он кладет свою записку. Но он устроил все так, чтобы у Тамары даже не возникла мысль ему отказать.
Марка машины на портрете не была обговорена специально, вероятно заказчику сгодится бы и жёлтый «Рено», но Тамара считала, что он выглядит недостаточно роскошно. Так на картине и появился «Бугатти». Цвет тоже выбрала она. На самом деле в линейке моделей «Бугатти» того периода вообще не было машин зелёного цвета. Но она захотела именно зелёный.

Бугатти. Спортивная модель 1920-е гг.

Итак, на картине она изобразила себя за рулём гоночного автомобиля «Бугатти», в сером кожаном шлеме для авто, сером шелковом шарфе и длинных светлых кожаных перчатках, предназначенных специально для автоледи. У Тамары яркий модный макияж с четко очерченными бровями, подведенными глазами и ярко-красной помадой. Она изобразила себя олицетворением холодной красоты, независимости, богатства и недоступности, этакой амазонкой «ревущих двадцатых». И при этом героиня выглядит невероятно привлекательно и сексуально.
Женщина и автомобиль сливаются на картине в единое целое, как будто становясь кентавром 20 века. При этом автомобиль в данном случае является символом эмансипации, своего рода манифестом свободной и самодостаточной женщины «эпохи джаза».
Ради того, чтобы создать цельный образ, Тамара несколько изменила реальную машину. Помимо того, что она самовольно перекрасила ее в зелёный цвет, который казался ей более элитарным, она переместила руль влево, хотя на самом деле на подобных моделях «Бугатти» он был справа.
Композиция очень плотно скомпонована, что усиливает впечатление одновременно близости и недоступности героини, которая к тому же настолько поглощена вождением машины, что не смотрит на зрителя. Она вся в себе, в своих мыслях, исключительно закрыта от внешнего мира и действительно самодостаточна.
Трудно сказать, увеличились ли продажи автомобилей среди читательниц журнала, но бессмертие Тамара Лемпицка обеспечила бы себе, если бы написала всего одну эту картину.
Любопытно, что Тамара подписала эту картину не своими традиционными инициалами «TdL» - Тамара де Лемпицка, а почему-то «TjL». И ещё – зеленый цвет обычно связывают с надеждой и обновлением. Так что вполне возможно, что зелёный «Бугатти» лично для Тамары стал символом начала новой жизни.
P.S. Маленький желтый «Рено» Лемпицкой был угнан однажды ночью, когда она с друзьями что-то праздновала в кафе Ротонда в Монпарнасе. Нашла ли его полиция и вернулся ли он к своей хозяйке, мне выяснить не удалось.

Продолжение следует…
Tags: анализ, женщины, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments