Часть 10.

Вероятно, у некоторых людей, переживших время социальных потрясений в своей стране и на собственной шкуре ощутивших их последствия, вырабатывается своеобразная «чуйка» на аналогичные события, даже когда о грядущих опасностях вроде бы ничего не говорит. Лемпицка в принципе не интересовалась политикой, но когда к власти в Германии пришел Гитлер, которого в середине 1930-х годов ещё никто в Европе не воспринимал всерьез, она что-то такое уловила или смутно почувствовала. Тамара не без труда уговорила мужа продать все его венгерские владения, а деньги поместить в надёжный швейцарский банк. Надо полагать, что всего через пару лет он благословлял предусмотрительность супруги (и не стоит забывать, что у обоих были еврейские корни).

Тамара Лемпицка. Беженцы. 1937
Через полгода после начала Второй мировой войны, зимой 1939 года, Лемпицка и ее муж переехали в Соединенные Штаты. Сначала они поселились в Лос-Анджелесе, где знаменитая в то время галерея Пола Рейнхарда организовала показ ее работ. Затем они переехали в Беверли-Хиллз , поселившись в бывшей резиденции кинорежиссера Кинга Видора . Позднее выставки Лемпицкой были организованы в галереях Джулиана Леви в Нью-Йорке и Курвуазье в Сан-Франциско, а также в Институте искусств в Милуоки. К сожалению, несмотря на то, что в целом все прошло удачно, былого успеха эти выставки уже не имели, и Тамара осталась разочарована.

Тамара Лемпицка. В опере. 1941
Кизетта смогла бежать из оккупированной Франции только почти через два года. Она как-то выбралась через Лиссабон и присоединилась к матери и отчиму в Лос-Анджелесе в конце 1941 года. В Штатах Кизетта познакомилась с геологом Гарольдом Фоксхоллом из Техаса и очень быстро вышла за него замуж.

Тамара Лемпицка. Аметист. 1946
В 1943 году барон Кюффнер и Тамара перебрались в Нью-Йорк. Она продолжала работать и выставляться, но очень скоро поняла, что ее работы интересуют публику гораздо меньше, чем до войны. И тогда она почти полностью переключилась на светскую жизнь, которую вела с присущим ей азартом, и благотворительность, благо финансы и статус ее супруга позволили ей занять видное место среди нью-йоркской элиты.

Тамара Лемпицка. Бабушка. 1953
К тому же она очень скоро стала бабушкой, и как и ее мать в свое время, без особого желания, но все же подключилась к воспитанию внуков. Кстати, бабушкой она была хорошей, и дети Кизетты ее обожали.
В послевоенные годы заказов на светские портреты, ее конек, Тамара почти не получала. Ее стиль ар-деко уже в конце 1940-х годов казался анахронизмом продвинутой публике, предпочитавшей послевоенный модернизм и абстрактный экспрессионизм.

Тамара Лемпицка. Каллы. 1941

Тамара Лемпицка. Сюрреалистическая рука. 1947

Тамара Лемпицка. Портрет Франсуазы Саган. 1955
Тамара попыталась расширить тематику своих работ, вернулась к натюрмортам, которых не писала со времён ученичества, а позднее она вообще начала писать абстракции. С середины 1950-х годов она даже попыталась радикально поменять и свою типичную технику, и, отказавшись от заглаженной живописи, стала использовать мастихин. Иногда она даже переделывала более ранние работы в новом стиле, как это произошло, например со знаменитой «Девушкой с перчатками» 1927 года.

Тамара Лемпицка. Девушка с перчатками. 1927

Тамара Лемпицка. Без названия
В мае и июне 1961 года у Тамары была выставка в галерее «Ror Volmar» в Париже, но и она не вернула ей прежнего успеха. Все было напрасно.
Впрочем, в целом, почти пятнадцать послевоенных лет Тамара вела вполне спокойную, благополучную и счастливую жизнь.
Продолжение следует…