nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. ГУМНО. 1821

Алексей Венецианов. Гумно. 1821

А между прочим, Алексей Венецианов тоже был крепостник. Получив небольшое наследство и поднакопив немного денег на службе ( а он числился чиновником при Канцелярии директора рост), он купил себе имение Сафоново в Тверской губернии. Все как полагается: господский дом, который Венецианов позднее перестроил, добавив второй этаж, и деревенька с несколькими десятками крестьян. Конечно, он не был жестоким тираном, заботился о своих людях, учил, лечил, всячески помогал.
«…Крестьяне наши папеньку очень любили, и он заботился о них, как отец. У нас самый бедный крестьянин имел двух лошадей, но большей частью по четыре и по шесть…» - вспоминала позднее дочь Венецианова Александра.
Но тем не менее, владеть людьми он не считал для себя чем-то неправильным. Приняв окончательное решение бросить службу и уехать жить в свое имение (на это повлиял перелом руки из-за которого Венецианов несколько месяцев не выходил из дома, и, вероятно осознал насколько ему неохота больше ходить на службу и жить в Петербурге), он решил вплотную заняться живописью, осваивая новую художественную тематику – жанровые сцены из жизни русского народа. Очень удобно – модели на любой вкус всегда под рукой, и отказаться позировать не посмеют. Первым действительно значительным произведением этого периода стало «Гумно».

Франсуа Мариуса Гране. Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме

Ещё в Петербурге, посещая Эрмитаж, Венецианов особо восхищался картиной французского художника Франсуа Мариуса Гране «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». Это была авторская копия знаменитой в свое время картины, которую сам автор преподнес русскому императору Александру I. По сути это был чистейший интерьер, написанный в строгом соответствии с законами перспективы и слегка оживленный фигурами людей, фактически стаффажами. Но Венецианов был потрясен, и, похоже сам не мог толком объяснить, что же его так зацепило.
Позднее в своей статье он писал что художник «…увидел изображение предметов не подобными, а точными, живыми; не писанными с натуры, а изображающими саму натуру…» В общем, похоже, что его потрясло чисто техническое мастерство достаточно ординарного французского художника в части передачи перспективы и света на холсте. И когда Венецианов отбыл в свое Сафоново на ПМЖ, он решил превзойти месье Гране в том, что касалось «верности натуры». Так и родилось его «Гумно».
Под рукой у художника романтического монастыря не оказалось, зато оказался доступным крестьянский быт. С учётом общего подъёма русского патриотизма и интереса ко всему национальному, это был не самый худший вариант.
Венецианов начал с того, что выбрал подходящую сельскохозяйственную постройку, то самое гумно, где крестьяне занимались переработкой собранного зерна, и велел выпилить его переднюю стенку. Крестьяне, скорее всего не посвященные в глубину творческого замысла своего помещика, надо полагать, сочувственно переговаривались: «Был барин добрый, да весь умом тронулся…» Ну как им можно было доступно объяснить, что только таким образом художник мог обеспечить нужное ему для картины естественное освещение, поскольку Венецианов хотел, чтобы помещение было залито «живым» светом. Следы этого художественного вандализма он честно зафиксировал, изобразив срезы бревен у левого и правого краев полотна, что придало изображенному интерьеру вид театральной сцены с кулисами.
Краеугольным камнем венециановской художественной системы, впервые опробованной в «Гумне» является перспектива, которая строится здесь в несколько приёмов. Один из основных - изображение ряда сокращающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, заданных досками пола.
Линейная перспектива дополняется и подкрепляется перспективой воздушной, которая в этой работе скрепляет композицию в единое целое.
Взгляд зрителя движется, начиная от сидящей в левом нижнем углу полотна крестьянки, завязывающей лапоть, рядом с которой лежит серп, указывающий на суть хозяйственного процесса. Далее зритель видит крестьянина с лошадью, стоящего рядом с зерном, затем открытые ворота на заднем плане, через которые в помещение проникает свет, и двух других крестьян, суетящихся рядом с лошадью и повозкой. И, наконец, динамическая кривая, описав дугу в пространстве гумна, упирается в группу людей справа. Здесь присутствуют четверо крестьян: три женщины и мужчина с лопаткой, сидящий у среза стены. Венецианов не старался передать характеры своих героев или наделить их хоть какой-то индивидуальностью. Но одна из героинь, женщина, с усталым и почти обречённым видом прислонившаяся спиной к брёвнам, явно выделяется среди прочих персонажей неожиданной живостью психологической характеристики.
И благодаря ей в целом идиллическая картинка из крестьянской жизни приобретает несколько иное звучание, почти обличительное. Ведь женщина, прислонившаяся к стене, выглядит измученной непосильным физическим трудом, обречённой на это беспросветное существование без малейшего шанса что-то изменить в своей жизни к лучшему.
Фигуры крестьян на картине Венецианова могут раздражать зрителя своей статичностью, оправдывает его лишь то, что он сознательно предпочел использовать максимальную типизацию своих героев. В данном случае его интересовали не люди, а, как и Гране в его «Интерьере монастыря», чисто технические моменты.
Венецианов работал над картиной столь интенсивно, что по ее окончании он даже заболел. Зрителям «Гумно» было впервые показано на академической выставке, открывшейся 1 сентября 1824 года. Коллегам Венецианова, имевшим академическую выучку, картина не понравилась, но среди ее яростных защитников оказался император, который сразу же приобрел «Гумно», заставив тем самым быстро замолчать всех недоброжелателей художника.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment