nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН. ЧИТАЮЩАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА
Часть 2.


Во времена папы Григория I образ Марии Магдалины, раскаявшейся проститутки, был идентифицирован с образом сестры Марфы, Марии, которая, принимая в своем доме Иисуса предпочла хлопотам по хозяйству, которыми была занята ее сестра, слушать, что говорит их Гость. А позднее она же во время Тайной Вечери совершила омовение ног Мессии драгоценным миром, а позднее принесла сосуд с драгоценными благовониями к гробнице Иисуса. Алебастровый сосуд с миром находится рядом с фигурой героини на картине Рогира ван дер Вейдена и сразу бросается зрителю в глаза.
Художник изображает Марию совсем юной, она сидит, благочестиво склонив голову и отведя от зрителя глаза, поглощенная чтением священного текста. В ее руках очень дорогая книга, молитвенник или часослов, обложка которой дополнительно защищена специальной плотной белой тканью и украшена золотыми застежками и золотым корешком. Некоторые исследователи предполагают, что художник мог изобразить подлинную французскую Библию 13 века. Вообще, изображение читающей женщины для 15 века – исключительная редкость, и есть версия, что Рогир писал Марию Магдалину с какой-то реальной модели, девушки из богатой и знатной семьи.
Художник постарался максимально отгородить фигуру Марии Магдалины от ее окружения, продемонстрировав тем самым ее отрешенность и сосредоточенность. Фигура героини как бы вписана в замкнутый полукруг, она сидит на полу, на красной подушке, опираясь спиной на деревянный буфет. Очевидно, что с другими персонажами, части фигур которых можно видеть на фрагменте картины, Мария Магдалина никак не взаимодействует. Из окна, расположенного на заднем плане, открывается вид на изгибающийся канал, лучника, стоящего на стене, окружающей сад, и фигуру женщины, идущую по другой стороне канала, чье отражение видно в воде.

Робер де Кампен. Благовещение. 1427-32

Возможно, что позу Марии Магдалины Рогир ван дер Вейден скопировал с одной из картин своего учителя Робера Кампена. Исследователи отмечают очевидное сходство Марии Магдалины Рогира со святой Варварой Кампена в Алтаре Верля, а также с Богоматерью в композиции Благовещения, написанной Кампеном в Брюсселе. С другой стороны, лицо Марии Магдалины Рогир пишет в своей собственной манере, очень бледным, похожим на лик мраморной статуи с губами, слегка подцвеченными киноварью. Мария Магдалина одета в модное платье зеленого цвета с роскошной нижней юбкой из золотистой парчи и темно-синим поясом, концы которого отделаны золотой тесьмой. На статус падшей женщины указывают распущенные волосы, которые видно из-под ее сложной головной повязки, а также узкая меховая отделка подола платья и рукавов. В эту эпоху мех символизировал женскую сексуальность и обычно ассоциировался именно с Магдалиной.
Рогир ван дер Вейден всегда скрупулезно относился к деталям на своих работах, так и в данном случае он тщательно выписывает все элементы наряда Марии Магдалины, складки ее платья и подол нижней юбки, обшитый каймой из драгоценных камней, а также деревянный пол, буфет с замочком и креплениями дверцы, и даже бусинки четок Иосифа. Эти хрустальные четки ярко освещены, и тонкие линии света и тени можно увидеть в узоре буфета на застежках книги Марии.

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments