nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН. ЧИТАЮЩАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА
Часть 3.


К сожалению, из-за неизвестного «любителя живописи», уничтожившего алтарь с читающей Марией Магдалиной, мы не можем даже в минимальной степени представить себе общий смысл авторского замысла. Предметы, окружающие Марию Магдалину, которые по идее должны прояснить что-то, касающееся именно ее образа, по большей части также не считываются. Мы не можем рассмотреть, что за вещи стоят на буфете за ее спиной, и пейзаж за окном представлен в обрезанном виде, а ведь в эту эпоху пейзаж часто соотносили с душевным состоянием персонажей. В данном случае вид из окна, вероятно, должен быть связан с Марией Магдалиной и святым Иосифом, стоящим за ее спиной. Также непонятно предназначение фрагмента красной ткани, занимающего весь левый край картины. Это может быть часть мантии или платья кого-то из святых, либо, например, фрагмент декоративного покрывала.

Рогир Ван дер Вейден. Снятие с креста. Фрагмент

Образ читающей Марии Магдалины в буквальном смысле иллюстрирует очень любопытную иконографическую концепцию, распространенную в искусстве вплоть до конца 16 века. Согласно средневековому толкованию священных текстов, милость Христа заставляет грешника (в данном случае – грешницу, падшую женщину), раскаиваться и плакать. Но очень часто вместо натуралистических слез (хотя и это также возможно), художники изображали сосредоточенный взгляд персонажа, обращенный в книгу. Таким образом слезы ассоциировались у них со словами, с текстом, а процесс чтения – с плачем. Таким образом, зритель, разбирающийся в тонких символических аспектах средневекового искусства, должен был сразу же понять, что Мария Магдалина вовсе не читает книгу, а оплакивает свои грехи.
В эпоху, когда работал ван дер Вейден, процесс чтения стал еще и символом затворничества, добровольного домашнего заточения, почти монашеской жизни человека, оставшегося формально мирянином, который, выполняя обычные житейские обязанности, и тем не менее, не позволял себе никаких излишеств, греховных развлечений и чувственных удовольствий.
Книга, кроме того, символизирует и самого Иисуса Христа («Вначале было слово…»), и чтение Евангелия позволяет узнать Его как человека, и через это познание оценить свою жизнь, размышлять над своими грехами и каяться, что и делала Мария Магдалина всю свою жизнь после встречи с Иисусом.
Еще один занятный аспект, объединяющий Марию Магдалину и текст, имеет отношение к тому, что она была непосредственной свидетельницей и участницей двух важнейших исторических событий – Распятия и смерти Христа и Его Воскресения. Поэтому ее рассматривали как носительницу новостей, которая могла и сама записать их в книгу, которую держит в руках.
Но не стоит также забывать, что все картины художников ранней нидерландской школы отражали и реалии быта того времени. В пейзажных фонах всегда легко можно узнать виды реальных городов, герои и героини часто одеты по моде того времени, их окружают привычные для современников художников предметы быта. Так что в данном случае Рогир ван дер Вейден только подтверждает тот факт, что многие женщины, жившие в эпоху Северного Возрождения, происходившие, конечно, из достаточно знатных или хотя бы состоятельных семей, умели читать и проводили свой досуг за чтением псалтыря или часослова с прекрасными миниатюрами.

Рогир Ван дер Вейден. Святой Иосиф

Рогир Ван дер Вейден. Святая Екатерина

В середине 20 века в музее Галуста Гульбенкяна в Лиссабоне были обнаружены еще два фрагмента алтаря с читающей Марией Магдалиной: голова святого Иосифа и голова святой Екатерины. Специалисты попытались разместить их, соотнеся с имеющейся информацией об общем виде композиции, и стало лишь еще более очевидно, насколько общая композиция была прекрасна, и как мало от нее сохранилось.

Реконструкция алтаря с читающей Марией Магдалиной
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments