nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АРНОЛЬД БЕКЛИН. ИГРЫ НАЯД. 1886

Арнольд Беклин. Игры наяд. 1886

Исследователи часто теряются, пытаясь анализировать мифологические картины Арнольда Беклина. Какие-то они не такие, как у всех остальных. Подчас складывается впечатление что художник самолично был свидетелем жестоких битв кентавров, кружился в хороводах с нимфами или же плескался в морских волнах в компании наяд. Психиатры склонны утверждать, что Беклин страдал шизотипическим расстройством личности, что и породило у него способность создавать собственные миры, населенные диковинными существами, а мистики утверждают, что он действительно бывал там, в параллельном измерении, а потом, вернувшись просто запечатлел на холсте то, что видел своими глазами. Именно поэтому его композиции всегда окутаны некоей тайной и кажутся фантастическими видениями, оставаясь в то же время вполне реальными. И зритель верит в достоверность этого сказочного мира, охотно следуя за фантазиями художника.
Такое же впечатление производит и его знаменитая картина «Игры наяд», созданная в 1886 году, в период наивысшего творческого расцвета художника. В это время, он, всю жизнь кочевавший по Европе, наконец надолго обосновался во Флоренции, откуда совершал короткие поездки в Неаполь и на остров Иския, где в то время жил Рихард Вагнер. Видимо именно во время таких вылазок к морю, у Беклина и родилась идея написать картину, посвященную морским обитателям – наядам.
Итак, на полотне на фоне темной скалы, в пене бурлящих морских волн резвится компания молодых морских обитательниц, полуженщин-полурыб, обладательниц роскошных женственных бюстов и не менее впечатляющих блестящих рыбьих хвостов. Судя по всему виновником старт шумного веселья выступает «морской дед», в шутку пугающий молодых наяд. Его смуглое лицо с выпученными глазами и редкими седыми волосами появляется из-под воды на переднем плане справа.
Наяд на картине восемь, и каждой из героинь дана индивидуальная характеристика. Они все разные: блондинки, шатенка и рыженькая, простушки и красотки, пухленькие и стройные. Художник откровенно любуется их юными упругими телами, их резвостью и удалью. Апофеозом игры можно считать образ золотоволосой и золотохвостой наяды, которая выпрыгнула из воды так высоко, что взлетела над скалой, подобно маленькой игривой рыбке.
Ещё один персонаж, который придает картине ощущение подлинности происходящего, - хвостатый младенец, очевидно, маленький сынишка или братик одной из резвящихся наяд. В отличие от старших, он не обрадован, а напуган шумной игрой, которая разворачивается вокруг него. Он широко раскрыл свои голубые глазенки и громко кричит или плачет, возмущенный тем, что на него не обращают внимания. И как всегда у Беклина – забавная деталь, которая прибавляет сценке достоверности: в кулачке русалочий младенец крепко сжимает маленькую рыбешку, которая, очевидно, выполняет в обиходе морских обитателей роль погремушки.
И только одна деталь вносит некоторый зловещий диссонанс в общее радостное настроение картины. Пока на переднем плане идёт весёлая игра, никто из персонажей не замечает, что за ними наблюдает, почти скрывшись в волнах у левого края полотна какое-то хитрое пучеглазое существо, возможно, морская ведьма. Беклин никак не объясняет ее присутствие, и от этого а целом радостная картина приобретает какую-то тревожную ноту.
Но, впрочем, вполне возможно, что Беклин действительно переносил на холст свои видения, не осмысливая их, а потому и сам не знал, чем кончаются его истории. Вот и сейчас, зритель сам может домыслить, чем кончится эта веселая игра наяд, и кто та странная зловещая морская старуха, которая следит за юными русалками.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments