
Живописный портрет развивался в Эль-Фаюме под воздействием римского


В фаюмских портретах обращает внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели, перед нами проходит галерея людей с различными характерами и темпераментами – жизнерадстные, грустные, безвольные, энергичные, суровые. Точно воспроизводятся и возрастные особенности и

Особенно привлекают обаятельные женские образы. В изысканном «Портрете молодой женщины» (II в.н.э.) за внешней горделивостью и сдержанностью проступает волевой, страстный, яркий темперамент.

В «Портрете пожилого римлянина» (вт.пол. I в.н.э.) разнообразные по рисунку и направленности плотные мазки подчеркивают скульптурность форм осунувшегося лица. Этому способствуют брошенные на лоб, щеки и нос световые блики и глубокая тень под подбородком. Художник передал гармонию насыщенные цветов: белого и голубого в одежде, темно-

В конце II-III веков в фаюмских портретах появились элементы схематизма. Вместе с тем в них усилилось воздействие местной древнеегипетской традиции. Вновь возродилась фронтальная композиция, графически плоскостная трактовка форм, локальный цвет. Энкаустика вытеснилась темперой. Формы передавались плоскостно, контур силуэта становился более четким, черты лица воспроизводились дробным орнаментальным рисунком. Во взгляде проявлялась напряженность, предвосхитившая иконные лики Византии («Портрет женщины», нач.III в.; «Портрет юноши в венке», III в.)