Часть 2. Вскоре после свадьбы
Уильям Хогарт. Вскоре после свадьбы. 1743-45
Итак, купеческая дочка и графский сын поженились и началась у них, некоторым образом, семейная жизнь. Типичное утро этой семейной пары Хогарт представляет во второй картине цикла «Вскоре после свадьбы».
Для начало стоит сказать, что утро в молодой семье начитается уже после полудня. Часы на стене показывают двадцать минут второго. Супруга выглядит энергичной и радостной, довольно бодро потягивается, из чего следует, что она только встала. А вот супруг, судя по костюму и шляпе, всю ночь провёл вне дома. Он только-только вернулся, совершенно обессиленный. Художник откровенно намекает на то, где и чем именно графский сын занимался ночью. Из его кармана торчит дамский чепчик, который обнюхивает собачка. Молодой человек столь утомлен, что этого даже не замечает. У его ног лежит сломанная шпага, что возможно намекает на его импотенцию, а возможно и на его задиристый нрав.
Впрочем, очевидно, что и у графини вечер удался. Она провела время в приятной компании за игрой в карты. К этому занятию она, видимо относится очень серьезно, поскольку у её ног лежит книга Эдмонда Хойла о висте (то есть она пытается теоретически подковаться), а чуть дальше разбросана колода карт. На вечеринке были и музыканты, на что указывает футляр со скрипкой и нотный сборник, лежащие рядом с перевернутым стулом в левом нижнем углу картины. Графиня чувствует себя абсолютно раскованно, она сидит в весьма неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке ее модного домашнего наряда можно заметить большое влажное пятно как следствие чьей-то небрежности. Взгляд полузакрытых глаз графини обращен вправо, и, кажется, даже, что с помощью карманного зеркальца она подаёт сигналы кому-то, кто находится за пределами картины. И опять, как и в предыдущей картине, муж и жена сидят рядом, но даже не смотрят друг на друга, между ними – чайный столик с посудой, но на нем всего одна чашка, то есть слуги заведомо предполагали, что завтракать будет только их хозяйка.
Из зала через комнату проходит управляющий имением графа, который держит в руках пачку неоплаченных счетов и лишь один оплаченный (то есть приданное супруги явно уже подходит к концу). Еще один персонаж – небрежно одетый полусонный слуга, который, зевая, лениво пытается наводить порядок в зале, где накануне графиня принимала гостей. В обоих помещениях, которые показывает нам художник, царит полный бардак, что свидетельствует о том, что хозяйство молодых супругов пребывает в полном расстройстве, и сами они, занятые лишь развлечениями и личной жизнью, совершенно безразличны к своему общему дому и быту. Короче говоря, на самом деле никакой семьи у них нет.
На стене в зале висят три картины с изображениями апостолов и еще одна, вероятно, настолько неприличная, что её закрыли зелёной занавеской, из-за которой видна лишь обнажённая ступня. Видимо, это должно демонстрировать общий уровень морального падения супругов.
И над камином, рядом с которым они сидят, также имеется картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, а стрел у него нет. Вероятно, эта композиция символизирует неудачный брак, в котором нет и никогда не было любви.
Продолжение следует…