nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ РОКОТОВ:
ЗАГАДКА РУССКОГО ИСКУССТВА

Часть 1.

      О русских художниках 18 века, в сущности, известно не так уж и много, однако среди всех этих имен: Антропов, Матвеев, Аргуновы, Одольский, Левицкий, Боровиковский и т.д. и т.п. Федор Рокотов стоит особняком, и тайны, которые его окружают никак не находят своего объяснения.
        С искусствоведческой точки зрения с ним как раз все более-менее понятно: представитель нарождающегося классицизма  (о чем свидетельствует камерность, лиричность и интерес к личности отдельного человека) с некоторым необходимым налетом барочности и даже редким обращениям к традициям рококо. Рокотов заложил основы русской портретной традиции, в которой доминирует психологическая характеристика персонажа. Его работы говорят сами за себя, и даже тот, кто никогда не интересовался живописью, узнает его манеру, слегка размытые контуры лица, как будто выступающего из тумана.
        Загадку представляет личность художника, его биография. Рокотов был лакомым кусочком для искусствоведов, поэтому можно гарантировать. Что еще в советские времена были перелопачены тонны архивных документов, чтобы найти хоть какие-то документальные свидетельства, которые помогли бы составить его биографию.
        Известно, что жизнь свою он начал как крепостной в подмосковном имении князя Репнина. Что ж, бывает, для художника 18 века это вполне нормально. Но вольную он получил очень рано, причем если судить по некоторым документам, то к этой вольной прилагалось еще и дворянское звание. Его брат Никита Степанович Рокотов таких привилегий не имел, и был отпущен на свободу в достаточно зрелом возрасте.
        Существует предполагаемый автопортрет Федора Рокотова 1757 года, традиционно он называется «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Можно представить крепостного, которого принимают в элитный гвардейский полк? Естественно, у исследователей сразу появилась версия, что Рокотов был бастардом самого князя Петра Ивановича Репнина. Но документальных доказательств этого, разумеется, нет, это только предположение. Хотя для той эпохи такие истории не редкость.
        Вообще, складывается такое впечатление, что Рокотов провел всю жизнь как законспирированный разведчик. Он писал весь цвет отечественной интеллигенции 18 века – литераторов Майкова, Сумарокова – у них ни в воспоминаниях, ни в заметках, нигде о нем ни слова. Даже Струйский – поэт-графоман, готовый по любому поводу сочинять поэмы и оды, посвятил Рокотову лишь восторженные стихи, и ничего конкретного.
        Предполагается, что Рокотов детство свое провел в усадьбе «Воронцово», затем был отправлен в Москву, где мог учиться в одной из иконописных мастерских. Затем очень возможно, что он учился в Петербургском шляхтском кадетском корпусе, что конечно подтверждает его дворянское (хотя и незаконное происхождение).

        Продолжение следует…
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Однажды к известному австрийскому композитору Арнольду Шёнбергу, крупнейшему представителю музыкального экспрессионизма и…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Когда Джакомо Пуччини работал над оперой "Богема", то вокруг него сложился своеобразный кружок друзей, называвших себя "Клубом…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Купол церкви Санта-Мария -дель-Фиоре во Флоренции Когда во Флоренции строили купол церкви Санта Мария дель Фиоре, модель, которую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments