nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

УИЛЬЯМ ХОГАРТ. МОДНЫЙ БРАК
Часть 6. Смерть графини

Уильям Хогарт. Смерть графини. 1743-45

И все-таки она любила адвоката Силвертанга, эта молодая графиня Сквандер. И свидетельствует об этом печальный финал нашей истории. Итак, после смерти графа прошло совсем немного времени, а английские правоохранительные органы уже провели расследование и арестовали виновника убийства графа. Адвокат Силвертанг предстал перед судом и был приговорен к повешению (он же не был дворянином).
А графиня после всего случившегося была вынуждена вернуться в дом своего отца, и развязка истории произошла именно там. Итак, она прочитала в газете о казни своего возлюбленного, и, терзаемая чувством вины и отчаянием от того, что стала невольной причиной его гибели, решила покончить с собой. Она уговорила туповатого слугу своего отца добыть ей яд (вероятно, это лауданум – настойку морфия), выпила весь пузырек и теперь умирает. Она полулежит в кресле, одетая в домашний наряд, отнюдь не такой роскошный, как прежде, ее волосы прикрыты чепцом (символ замужней женщины), а у ее ног лежит бульварный листок с рассказом о казни Силвертанга. Значок вверху страницы – это так называемое «Дерево Тайберна», виселица на главном месте казни всех лондонских преступников. Скорее всего помимо описания самого повешения в листовке были по традиции приведены и последние слова Силвертанга, сказанные им перед казнью, что и подтолкнуло графиню к ее роковому шагу. Рядом с газетой на полу валяется и пузырек от яда с аптечной наклейкой.
Лицо графини уже приобрело мертвенно-бледный оттенок, она уже на пороге смерти, и старая нянька подносит ей ее маленькую дочь, чтобы попрощаться. Этот ребенок придает сцене дополнительный трагизм. Во-первых, это девочка, а значит у графа Сквандера не осталось наследников, его род пресекся, а титул в лучшем случае унаследует какой-нибудь дальний родственник (вот будет кому-то нежданный сюрприз). На нежной розовой щечке ребенка – зловещее черное пятно. Бедняжка явно больна сифилисом, также, как и ее отец (не важно, был ли им граф или адвокат), а, возможно и мать. Впрочем, по другой версии, у девочки все же не сифилис, а золотуха. Ее ножка в специальном лубке, скорее всего у девочки ещё и рахит (некоторые исследователи усматривают в этой детали параллель с подагрой старого графа в первой сцене). В общем, весьма велика вероятность, что дочь графини переживет свою мать очень ненадолго.
Единственный человек, который искренне переживает всю эту ситуацию – это старая нянька, с трудом сдерживающая рыдания. Очевидно, что она вырастила графиню, и что если кто и сможет выходить ее больную дочь, то это только она.
Все остальные персонажи относятся к ситуации достаточно индифферентно. Доктор уже ушел, мы видим лишь его спину в дверном проеме. Очевидно, для него сразу было ясно, что сделать ничего нельзя. Отец графини, человек практичный и прагматичный, снимает с пальца умирающей дочери ее обручальное кольцо. В принципе, это единственное, что он получит после смерти графини. Дело в том, что поскольку она покончила с собой, все имущество, которое она унаследовала после смерти графа и все ее приданное будет изъято в пользу государства (так обычно объясняют эту ситуацию исследователи. Я только не совсем понимаю, как это возможно, и почему в такой ситуации ничего не получает дочь графа и графини. Впрочем, если вспомнить хотя бы «Гордость и предубеждение», то станет ясно, что английское законодательство в области наследственного права было весьма запутанным, и права женщин явно недостаточно защищались.
Еще двое персонажей – слуга, купивший яд для графини, который старательно изображает полное непонимание ситуации (ну мне, типа, сказали купить, я и купил, а че?..) и аптекарь, который его отчитывает. Возможно он опасается каких-то неприятностей.
Вся обстановка купеческого дома говорит о бережливости, доходящей до скупости (а иначе, как бы купец смог купить дочке графский титул). В дальней комнате над головой доктора виден ряд кожаных ведер. Их держали в домах практичные хозяева специально на случай пожара.
Все детали гостиной – часы на стене, паутина над окном (экономия на прислуге), стул, явно не новый, а ремонтированный, вешалка со шляпой и какой-то одеждой прямо в гостиной, угловой шкафчик с курительными трубками, - исключительно точно характеризуют образ отца графини. Даже на столе единственное блюдо – это намеренно несъедобная половина свиной головы, которую вот-вот утащит худой хозяйский пес, воспользовавшись тем, что все в доме заняты и не обращают на него внимания. Собака, традиционный символ супружеской верности, здесь может быть воспринята как еще одна ироническая деталь.
Картины на стенах – голландские жанровые сценки из жизни простолюдинов, нарочито грубые, полные очень непритязательного юмора. На одной женщина зажигает трубку, поднося ее к красному носу пьяницы, на другой показан пьяный, который мочится у стены. Даже натюрморт изображает хаотично разбросанную грязную посуду.
На окне изображен герб лондонского Сити (крест Святого Георгия с обращенным вверх мечом в верхнем углу), указывающий на то, что дом купца находится на северной стороне Темзы. Из открытого окна открывается вид на старый Лондонский мост с ветхими домами. Есть версия, что в этой картине Хогарт изобразил дом своего дяди, где бывал в детстве. Этот вид также отсылает нас к первой сцене, где через открытое окно можно было увидеть величественный строящийся особняк старого графа.
И, как всегда у Хогарта, перевернутый стул на переднем плане дополнительно подчеркивает тот разлад и внешний, и внутренний, который царит в жизни героев.

Продолжение следует...
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments