nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

УИЛЬЯМ ХОГАРТ. МОДНЫЙ БРАК
Часть 7. Итоги и выводы

Уильям Хогарт. Автопортрет. 1735

Уильям Хогарт возлагал очень большие надежды на свою серию «Модный брак». Еще в 1730 году, выполнив серию «Карьера проститутки», он придумал новаторскую систему реализации своих произведений. Прекрасно понимая, что за картину (или даже за серию живописных полотен) деньги удасться получить только один раз, а вот гравюры производить можно любыми партиями, он выполнял серию гравюр по своим популярным серийным картинам, и они тут же распродавались. Современники вообще очень ценили Хогарта именно как гравёра. «Карьера проститутки» сделала его популярным, а следующий цикл, «Карьера мота» (1734) принес художнику устойчивый доход.
Между прочим, Хогарт был весьма практичным человеком, и ему жутко не нравилось, что по его картинам делать гравюры мог любой желающий, что сильно урезало его собственную прибыль. Особенно остро проблема встала, когда он закончил «Карьеру мота», поскольку поддельных гравюр с его картин продавалось куда больше, чем его собственных. Тогда в 1735 году он весьма активно поспособствовал принятию первого в Англии закона об авторских правах. Его даже назвали «Акт Хогарта», и суть его заключалась в том, что авторы художественных произведений получили возможность в течение 14 лет пользоваться исключительными правами на свою продукцию, а все остальные работы на тему (копии, гравюры и т.п.) объявлялись незаконными. «Акт Хогарта» возвел принадлежность художнику его творения в ранг юридической нормы. Аналогичные ему правила регулируют публикацию изображений и по сей день.



«Модный брак» тоже расходился весьма неплохо в виде гравюр, хотя ему было далеко до популярности двух предыдущих серий. Исследователи обычно утверждают, что в данном случае Хогарт несколько обогнал свое время, поскольку английское общество еще не было готово воспринимать такую едкую критику титулованной аристократии.
Хотя лично мне кажется, что дело тут не в этом. Две предыдущие серии показывали людей однозначно деградировавших, пример которых может быть использован лишь в качестве назидания и наставления, но главные герои «Модного брака» отнюдь не столь прямолинейно «плохие». Честно говоря, мне ужасно жалко этих молодых ребят, ставших фактически жертвами своих деспотичных папаш. Они оба вызывают сочувствие и сожаление. Судя по всему, их поженили (принудили вступить в брак) в очень раннем возрасте: графу, скорее всего, было около двадцати лет, а графине, хорошо, если восемнадцать, а не шестнадцать. И если у графа еще была возможность устроить свою жизнь самостоятельно (в принципе, он мог послать папашу куда подальше, завербоваться в армию, отправиться в Индию и, может быть, вернуться оттуда лет через пятнадцать-двадцать самостоятельно разбогатевшим, возмужавшим и в отличной физической форме, а титул от него никуда бы не делся), то у купеческой дочери никакого выхода не было. Ну сказала бы она отцу, что не хочет замуж за графа, а хочет за адвоката, и что? Если бы она сбежала из дому или папаша выставил бы ее в наказание на улицу, не факт, что Силвертанг на ней бы женился. И конечном итоге она оказалась бы на панели. А ведь купеческая дочь была совсем не глупа. Она очень быстро вписалась в светскую жизнь, усвоила все тонкости своей новой жизни, она была общительна и легко заводила друзей. Она даже в карточных играх совершенствовалась по книге. Вот если бы она родилась хотя бы лет на двести попозже…



Так что, похоже именно эта двойственность, мешавшая простому осуждению персонажей, и сыграла с художником злую шутку. В 1751 году Хогарт решил распродать картины из серии «Модный брак» через закрытый аукцион. Это делалось так: любой желающий мог написать на бумажке предложенную им за полотно сумму, затем записка запечатывалась и хранилась в запертом шкафу до дня объявления результатов. Победителем объявлялся тот, кто смог предложить самую большую сумму. Хогарт сделал своему аукциону настоящую рекламу, ход его даже освещался в газетах. Художник предполагал, что сможет выручить за каждую картину серии не менее 600 фунтов. И каково же было его удивление, когда оказалось, что победителем стал человек, предложивший всего 120 фунтов за всю серию целиком (то есть по 20 фунтов за картину). Впрочем, он вполне компенсировал свое разочарование, продолжая продавать гравюры этой серии.



P.S. К вопросу о коралловой соске (картина 4, «Будуар графини»). Как авторитетно указал один из моих читателей, такой полированный коралл давали младенцу не как соску, а когда у него начинали резаться зубки. Так что эта деталь ещё более точно указывает на возраст дочери графини и, соответственно, помогает зрителю выстроить хронологию событий.
P.P.S. К вопросу о листе бумаги на стене (картина 6, «Смерть графини»). Белый лист на стене под картинкой с пьяницей, который мочится, скорее всего действительно какой-то документ, но выяснить точно, что это такое, по репродукциям, к сожалению, не представляется возможным. Причем, на мой взгляд вид этой бумаги на картине и на гравюре несколько различны. Возможно, сам Хогарт не придавал этой детали особого значения.
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments