Часть 1.
Уильям Хогарт. Дети Грэхем. 1742
Как-то не хочется так сразу расставаться с Уильямом Хогартом. Все-таки был он очень талантливым человеком, и при этом разносторонне талантливым. Великолепный гравер и весьма проницательный теоретик искусства, отличный живописец и одновременно одаренный карикатурист, обладавший весьма едким чувством юмора. А еще он был превосходным портретистом и одним из лучших авторов детских портретов в мировом искусстве.
В 1742 году Уильям Хогарт написал групповой портрет детей своего хорошего знакомого Даниэля Грэхема, весьма преуспевающего лондонского фармацевта. Грэхем имел свою аптеку в аристократическом районе Лондона, исполнял обязанности главного аптекаря в госпитале в Челси, а также имел наследственную должность королевского фармацевта. В его обязанности, в частности, входило приготовление благовоний для церемоний коронации и миропомазания.
Групповой портрет детей семьи Грэхем относится к так называемым «сценам собеседования». Это особый портретный жанр, созданный в Англии. Название это кажется парадоксальным, поскольку собственно разговора персонажей на таких портретах нет. В сущности, это групповой портрет членов одной семьи или профессионального сообщества, то есть людей, объединенных какими-то узами, неважно, родственными, профессиональными или дружескими. Такие портреты как правило выполнялись в более камерной, интимной обстановке, и были меньше по размеру, чем парадные. Вообще, главной темой таких «сцен собеседования» всегда считалась передача человеческих чувств и отношений, причем по большей части вполне позитивных.
По сути, это даже были не портреты, а жанровые сцены, которые воплощали новый идеал жизни среднего класса – достаток, добродетель, покой, и, как следствие, счастье.
На картине изображены четверо детей Даниэля Грэхема. Слева направо: младший Томас, который еще одет в платье, старшая Генриетта, Анна Мария и Ричард Роберт. К моменту, когда портрет был закончен, младший ребенок, Томас, умер. Предполагается, что Хогарт заканчивал работу уже после смерти мальчика, использовав эскизы и наброски, сделанные ранее. Кроме того, на полотне есть некоторые детали, которые раскрывают тему смерти. Скорее всего, это сам Даниэль Грэхем настоял на том, чтобы на портрете присутствовали все его дети, и картина стала своеобразным памятником маленькому Томасу.
Дети изображены в полный рост в интерьере, который можно даже называть роскошным. Зритель видит дорогую мебель, картины в позолоченных рамах на стенах, роскошные бархатные драпировки. Позолоченная птичья клетка подвешена на специальном толстом шелковом шнуре. Маленький Томас сидит в изящной детской тележке с удобным креслицем, у его ног великолепная серебряная ваза, наполненная самыми дорогими фруктами, причем часть фруктов даже выпала на пол. У Ричарда – дорогая игрушка – специальный птичий органчик, прообраз шарманки, который использовали, чтобы обучать птиц пению.
Все дети одеты исключительно дорого, но при этом нарядно и изящно. Особенно симпатичным выглядит белое платье с нежными цветами, надетое на Анне Марии, к которому очень подходит ее чепец, украшенный цветами.
Продолжение следует…