Часть 2.
Сюжетно всех четверых юных персонажей картины объединяет птица, которая является главным объектом их внимания. Это зяблик, которого Ричард пытается заставить петь с помощью птичьего органчика. Впрочем, птичке совсем не до песен, поскольку она сильно нервничает из-за весьма решительно настроенной серой полосатой кошки, затеявшей на нее охоту.
Впрочем, из детей только Ричард полностью поглощен игрой с птицей. Маленький Томас, похоже, гораздо больше заинтересован парой спелых вишен, которые держит перед ним его старшая сестра Генриетта. Девочки (такие девочки) смотрят на художника и позируют, в отличии от братьев. Причем Генриетта старательно разыгрывает роль ответственной старшей сестры, присматривающий за братьями и сестрой в отсутствии взрослых, и даже в какой-то мере исполняет роль их матери. Она держит младшего брата за руку и развлекает его, показывая вишенки. Вероятно, чуть раньше это именно она дала мальчику детский галет, который сейчас, слегка надкусанный, находится в его ручке, чтобы он не капризничал и спокойно посидел перед художником.
Анна Мария, домашняя принцесса и кокетка, очаровательно улыбается и демонстрирует свои хорошие манеры. Она уже научилась делать книксен как настоящая знатная дама, и показывает это умение зрителю. А ещё она в восторге от своего платья, нарядного и, очевидно, нового, которое она тоже старательно демонстрирует перед художником (а вдруг он позабудет нарисовать все хорошенькие цветочки и листики).
Дети Грэхем получились у Хогарта действительно живыми и очаровательными, но он при этом нисколько не приукрасил внешность своих моделей. Дети на его картине вовсе не похожи на кукол или ангелочков, чем иногда грешил его коллега Джошуа Рейнольдс. При этом Хогарт очень точно передал фамильные черты Грэхемов у всех детей, даже к самого младшего: серо-голубые глаза, крупноватый нос, крупные, красиво очерченные губы, светлые вьющиеся волосы. Видно, что это очень милые и хорошо воспитанные дети, которые дружат между собой.
Уильям Хогарт. Томас Грэхем
А теперь о символике картины. Я уже упоминала о том, что маленький Томас умер к тому моменту, когда полотно было закончено, поэтому многие детали на картине имеют непосредственное отношение к этому печальному событию.
Во-первых, это птица, традиционный символ души. В данном случае у нас имеется зяблик, который обозначает плодовитость (все таки детей четверо) и хорошие манеры. Однако, именно эта порода птиц традиционно связывается со страданиями Христа и с Христом как Спасителем. На картине есть и вторая птица: игрушка, которая украшает палочку детской тележки Томаса. Это очевидное указание на то, что душе малыша не суждено взлететь и вылететь в большую жизнь, как и его игрушке.
Наш зяблик находится в клетке, что традиционно ассоциируется с утратой свободы. Однако в данном случае скорее всего имеется в виду свобода детской души, которая вскоре будет ограничена условностями, формальностями и проблемами взрослой жизни.
За птичкой охотится весьма колоритная кошка, у которой только что слюни изо рта не текут при виде потенциальной добычи. Вообще, кот или кошка имеют огромной спектр символических значений, но поскольку в данном случае у нас произведение английского художника, то скорее всего зверёк символизирует чувственные соблазны, от которых стоит оберегать неокрепшие детские души (в английской традиции кошка обозначает женщину, неразборчивую в связях). Так что клетка, которая здесь соотносится с правилами, принятыми в обществе, может даже в какой-то мере защищает душу от гибели.
Фрукты, размещенные в вазе рядом с Томасом, а также лежащие на полу, традиционно обозначают краткость человеческого бытия, надкусанные указывают на приближение смерти. Но в данном случае все они ещё пока целы, то есть в принципе, детям потенциально суждена долгая и благополучная жизнь. Художник изображает яблоки (символ познания и грехопадения), вишни («райский фрукт», символ Младенца Христа, блаженства, радости и кротости), белую смородину (символ радости и простых жизненных удовольствий) и сливу (символ стойкости перед лицом жизненных испытаний, независимости и верности).
Среди фруктов на полу также лежат и розовые гвоздики. По преданию эти цветы выросли на том месте, где упали слезы Марии после того, как она увидела Иисуса, несущего крест, что сделало цветок символом материнской любви.
В руке у маленького Томаса надкусанный детский галет, то есть хлебец, что может являться символом Тела Христова и таинства Евхаристии, а также указывать на скорую смерть ребенка и его воссоединение со Спасителем (хлебец не целый).
И, наконец, самый очевидный символ смерти и семейной трагедии – часы, которые художник располагает прямо над головой Томаса. Они черные (мрамор или чёрное дерево), отделаны золочеными вставками и очень напоминают по форме гроб. Часы венчает фигура Купидона с косой, что символизирует безжалостное Время и подчёркивает, что смертен не только малыш Томас, но и все остальные дети, но лишь высшим силам известен роковой срок.
Продолжение следует…