nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

УИЛЬЯМ ХОГАРТ. ДЕТИ ГРЭХЕМ
Часть 3.


А теперь немного о более общих вещах. Дело в том, что «Дети Грэхем» оказались во многом этапным произведением, причем в двух совершенно разных областях. Я уже упоминала о том, что Хогарт был не только художником и гравером, но еще и теоретиком искусства, и это нисколько не преувеличение. В 1753 году он опубликовал искусствоведческий трактат «Анализ красоты», в котором впервые в истории искусства попытался объяснить основополагающие принципы визуальной эстетической привлекательности различных объектов, в том числе и художественных произведений.
Одна из основных идей художника связана с S-образной (серпантинной) изогнутой линией, которая, по его мнению, максимально привлекает и возбуждает внимание зрителя и придает изображению живость и движение. «Дети Грэхем» были созданы за десять лет до того, как трактат «Анализ красоты» был впервые опубликован, но в композиции этой работы Хогарт уже вовсю использует свой принцип изогнутой линии.


У обеих девочек серпантинную линию образуют фартуки. У Генриетты она вертикальная, начинается внизу у правой руки, которой она держит ручку Томаса, и заканчивается вверху изгибом, падающим на ее левую руку с вишнями. У Анны Марии линия фартука горизонтальная, девочка создает ее, приподнимая одной рукой край платья, а другой – край фартучка. Еще одну вертикальную серпантинную линию создает причудливо изогнутая бархатная штора у правого края полотна. И, наконец, вторая изогнутая горизонталь образуется если мысленно соединить головы всех детей и кошки.
Из всего этого можно сделать вывод, что Уильям Хогарт начал разрабатывать свою концепцию красоты на практике как минимум за десять лет до того, как оформил ее в связную теорию.
Вторая важная тема этой картины – тема детства как отдельного и очень важного периода в жизни человека. В середине 18 века ребенок наконец-то перестал восприниматься как маленький взрослый, была признана важность детских игр, появилось особое оформление детских комнат и детская одежда. И в денном случае кажется очень важным, что дети семейства Грэхем представлены на портрете без взрослых, что подчеркивает существование особого детского мира, мира безмятежного счастья и невинности, в котором остается живым и веселым даже уже умерший младенец.
Один из исследователей творчества Хогарта Дэвид Биндман утверждал, что Хогарт превратил простую семейную сцену, в философскую притчу о «прошедшем времени и уязвимости невинности». Он обратил внимание на то, что время для разных персонажей картины движется по-разному. Мальчики запечатлены в середине движения, также, как кошка и птица, а девочки кажутся совершенно неподвижными (правда, не объяснив, почему это получилось именно так, хотя можно предположить, что мальчики просто по своей природе более подвижны, тогда как послушных девочек проще уговорить подольше постоять неподвижно). Поэтому картина одновременно кажется и своего рода моментальным снимком мимолетного момента, и статичным портретом. Старшая, Генриетта, держит за руку младшего Томаса, что, возможно, указывает на ее будущую роль матери. При этом она, единственная из всех детей, смотрит прямо на зрителя. Исследователь полагает, что это обозначает, что девочка уже находится на пороге взрослого мира и вот-вот войдет туда, тогда как остальные дети еще некоторое время будут оставаться в своем закрытом мире невинного детства.
Любопытно, что Хогарт довольно дерзко поместил в левый нижний угол недавно умершего ребенка, а в правый верхний – хищную кошку, создав явную параллель, которая могла бы показаться дурным вкусом и издевательством. Хотя, с другой стороны, кошка могла указывать и на уязвимость детской жизни. Впрочем, реакция Дэниела Грэхема и его супруги на эту деталь неизвестна. Но картину они оплатили полностью и забрали у художника. Она хранилась в семье Ричарда Роберта (который впоследствии унаследовал и бизнес, и придворную должность своего отца) как минимум до 1816 года.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments