Часть 3. Явленский-1
К сожалению, работ Марианны Веревкиной, относящихся к первому периоду ее творческой жизни, то есть созданных до 1890 года сохранилось очень немного. И сейчас довольно сложно понять, почему ее картинами, созданными в реалистическом стиле (а она вообще тяготела к передвиженичеству), так восхищались современники, и, вслед за Репиным, провозглашали ее «русским Рембрандтом», а еще сравнивали с Веласкесом и Сурбараном. В 1889 году она совершила путешествие на Кавказ, откуда также привезла новые работы (увы, ни одной из них мне найти не удалось).
Марианна Веревкина. Портрет девушки
Марианна Веревкина. Портрет Веры Репиной. 1888
А в 1890 (или 1891) году в петербургской мастерской Ильи Репина Марианна знакомится с молодым офицером Алексеем Явленским, который был на четыре года младше ее. Трудно сказать, что это было. Возможно, у Марианны вспыхнула страсть, и она мгновенно влюбилась в симпатичного молодого парня, который к тому же происходил из той же среды, что и она (Алексей Явленский был сыном гусарского полковника Егора Явленского). Возможно, свою роль сыграл экспансивный Репин, который превозносил талант и дарование своего нового протеже, а Марианна очень ценила и уважала мнение наставника, и потому обратила более пристальное внимание на нового знакомого. Но как бы там ни было, это оказалась связь на всю оставшуюся жизнь (не скажу, что однозначно любовь, потому что, как покажут дальнейшие события, Марианна, скорее, относилась к своему спутнику как мать или старшая сестра, тем более, что ее брат Петр был всего на два года старше Алексея Явленского).
Алексей Явленский
Марианна сразу же ввела Алексей в свою компанию, душой которой была, туда входили Игорь Грабарь, Дмитрий Кардовский и многие другие начинающие петербургские художники. Молодые люди часто собирались в квартире Веревкиных в Петропавловской крепости или в студии Марианны. Там они изучали репродукции работ новых западноевропейских художников и спорили об искусстве.
Грабарь позднее так вспоминал эти вечера: «…Явленский познакомил меня со своим большим другом — Марианной Владимировной Веревкиной, тоже художницей, ученицей Репина. Она была дочерью коменданта Петропавловской крепости, и у нее в крепости собирались художники, среди которых бывал и Репин. Блестяще владея иностранными языками и не стесняясь в средствах, она выписывала все новейшие издания по искусству и просвещала нас, мало по этой части искушенных, читая нам вслух выдержки из последних новинок по литературе об искусстве. Здесь я впервые услыхал имена Эдуарда Мане, Клода Моне, Ренуара, Дега, Уистлера; Веревкина и Явленский были тогда особенно увлечены последним, картины которого знали по репродукциям».
В студии у Веревкиной бывали также Константин Сомов, Николай Рерих, Филипп Малявин, Осип Браз, Александр Гауш, Анна Остроумова, в общем весь цвет молодости русского искусства.
Алексей Явленский. Автопортрет в шляпе. 1893
С 1893 года Марианна и Алексей Явленский стали жить вместе и открыли совместную мастерскую в Петербурге. И Марианна со всем свойственным ей пылом практически полностью посвятила себя воспитанию таланта Алексея Явленского, в чей гений она безоговорочно уверовала. Фактически, это был роковой момент в ее жизни, когда она переломила себя, почти полностью отказавшись от собственного творчества и подчинив всю свою жизнь таланту своего возлюбленного. Может, и правда любила до безумия…
Продолжение следует…