nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

МАРИАННА ВЕРЕВКИНА, ОДНА ИЗ АМАЗОНОК…
Предыдущие посты:
1 часть: https://nikonova-alina.livejournal.com/664432.html
2 часть:https://nikonova-alina.livejournal.com/665193.html
3 часть: https://nikonova-alina.livejournal.com/665871.html
4 часть: https://nikonova-alina.livejournal.com/667781.html
5 часть:https://nikonova-alina.livejournal.com/667781.html
6 часть:https://nikonova-alina.livejournal.com/669398.html
7 часть: https://nikonova-alina.livejournal.com/670053.html
8 часть: https://nikonova-alina.livejournal.com/670826.html
9 часть: https://nikonova-alina.livejournal.com/672701.html

Часть 10.

Марианна Веревкина в своей мастерской в Асконе. Фотография 1930-х гг.

В конце 1917 года Явленский заболел. Это был очень тяжелый грипп, возможно даже испанка. Алексей выкарабкался, но восстанавливался очень тяжело. В итоге врачи посоветовали ему сменить климат, и Марианна, которая, как всегда, все сама устроила, в начале 1919 года отвезла Явленского в Аскону, маленький городок на берегу Лаго Маджоре с более теплым, чем на севере Швейцарии, климатом.
Разумеется, вся остальная компания переехала туда вместе с ними. Андрей Явленский, которому уже исполнилось восемнадцать лет, пытался учился рисовать, что очень одобрял его отец. Однако его работам так и суждено было остаться на уровне просвещенного дилетанта.
Но в дальнейшем устройстве личной жизни Алексея Явленского принципиальную роль сыграл как раз его сын. Надо полагать, что взрослого Андрея, не слишком устраивала странная роль племянника родного отца, но еще больше он переживал за свою мать, Елену Незнакомову, чей статус в чужой стране вообще оставался непонятным. И он потребовал, чтобы Алексей официально женился на Елене и признал свое отцовство не только фактически, но и документально. Явленский колебался:
«…Елена выросла и больше не желает быть рабыней, хочет быть, как все. Этого она может добиться через венчанье со мной. Андрей должен носить мою фамилию, и если я его усыновлю, то заберу у Елены все, даже сына, а это совершенно невозможно. Марианна не понимает этого, она думает только о себе…» - писал он одной из своих поклонниц в 1920 году.

Марианна Веревкина. Портрет Елены. 1909

В этой истории оказался еще один гадкий нюанс. Это случилось именно тогда, когда Марианна лишилась пенсии за отца, Советская Россия, естественно, ничего не платила ей с 1917 года, и содержать всю компанию как раньше, она уже не могла. Все крутились как могли сами, и вполне возможно, что Алексей сознательно или подсознательно считал, что его стареющая подруга теперь будет ему обузой. Ведь Марианне было уже под шестьдесят.

Марианна Веревкина. Крестный путь. 1926-27

В общем, в 1921 году Алексей Явленский и Елена Незнакомова обвенчались, и уехали вместе с сыном в Висбаден. Сделано это было почти тайно, сказать Марианне в лицо о своем решении Алексей так и не решился, и сообщил ей об этом  в письме уже из Висбадена. Марианна же написала об этом в своем дневнике с горечью:
 «…Он — творение моей жизни, моя конечная цель, моя пытка…»
Больше они никогда не встречались. С начала 1930-х годов Явленский перестал работать, поскольку тяжелое заболевание – деформирующий артроз, - лишило его возможности держать в руках кисть. Он считал, что это наказание свыше за то, как он поступил с Марианной. В 1936 году Явленский даже попросил своего знакомого, коллекционера из Базеля, нанести визит Марианне и передать ей его просьбу о прощении. Знакомый выполнил просьбу Алексея и в письме привел дословный ответ Марианны:
«Я без горечи думаю о Явленском. Я все преодолела и ничего не хочу заново возрождать. Явленский стал для меня чужим, но я знаю, что он больной и несчастный человек, поэтому я молюсь за него».
Но несмотря на то, что эту ситуацию можно было бы счесть крушением личной жизни, вероятно, в какой-то мере Марианна испытала облегчение от того, что странная ситуация, в которой она пребывала более четверти века, наконец-то разрешилась.  И она отнюдь на осталась в полном одиночестве, продолжила плодотворно работать и организовать вокруг себя настоящий вихрь культурной жизни. Она даже начала немного зарабатывать, рисуя открытки для туристов, приезжавших в Аскону. Похоже, что она полюбила свою новую родину. В ее дневнике есть такая запись:
«Аскона научила меня уважать все человеческое, любить счастье созидания и нищету бытия, носить все это в себе как большое духовное богатство».

Аскона. Современный вид

В 1924 году Веревкина стала одним из учредителей объединения «Большая Медведица» ("Grofie Bar"), в которое вошли художники, жившие и часто бывавшие в Асконе. В 1922-м Веревкина вместе со швейцарским художником Эрнстом Кемпером создала в провинциальной Асконе небольшой музей современного искусства. Воспользовавшись своими дружескими связями, она просто попросила знакомых живописцев подарить музею по одной работе.

Музей современного искусства Асконы

Первая выставка будущего музея проходила в Асконе на вилле Панкальди, где теперь он располагается постоянно. И сегодня Музей современного искусства Асконы - это один из самых значительных европейских музеев современного искусства, обладающий самой большой в мире коллекцией произведений Марианны Веревкиной. Это около 100 картин, более 170 альбомов и несколько сотен рисунков. Коллекция пополняется и сейчас.

Марианна Веревкина. После шторма. 1932

В конце 1920-х Марианна познакомилась с Кармен и Диего Хагманнами, ставшими собирателями ее работ. Они поддерживали художницу, когда та уже не могла работать (возраст спровоцировал обострение болезней). Друзья Веревкиной даже смогли в 1937 году вывезти из Мюнхена часть ее ранних работ, и тем самым спасли их от неминуемой гибели, поскольку ее живопись попала в список так называемого «дегенеративного искусства».

Марианна Веревкина и Эрнест Альфред Айе (Санто). Фотография 1930-х гг.


Марианна Веревкина. Монах. 1932

В  последние годы жизни у Марианны Веревкиной даже образовались своеобразные дружеские отношения с одним коммерсантом из Берлина — Эрнестом Альфредом Айе, которого она называла Санто. Их встречи были редкими, но она почувствовала, что он вернул ей смысл и радость жизни, что немедленно отразилось в ее искусстве, и ее картины вновь заиграли яркими красками. К тому же для некоторых ее поздних работ Санто охотно позировал, в частности, его можно увидеть на картине "Монах" 1932 года.

Похороны Марианны Веревкиной в Асконе. Февраль 1938

Когда 6 февраля 1938 года Марианна Веревкина умерла, на ее похороны, проходившие по православному обряду, собралась вся Аскона. Она стала знаковой фигурой в местном обществе, ее любили и уважали, по ней скорбели, и память ее сохраняют до сих пор.
P.S. Алексей Явленский был потрясен известием о смерти Марианны Веревкиной, но на ее похороны приехать не смог из-за болезни. Он пережил ее на три года и умер в 1941 году. Его сын Андрей Явленский-Незнакомов все-таки стал профессиональным художником. Во время второй мировой войны он воевал в немецкой армии, был взят в плен и до 1955 года находился в лагерях в России. Затем смог ввернуться в Германию и продолжить художественную карьеру. Впрочем, в основном он занимался продвижением творческого наследия отца.
Tags: Веревкина, биографии, женщины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments