nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. РИВЬЕРЫ
Часть 1. Месье Филибер

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Филибера Ривьера. 1805

Молодым талантам всегда было трудно пробиваться. Особенно в искусстве, где традиционно присутствует бешеная конкуренция, да еще и давят авторитеты мэтров. Поэтому, если начинающему художнику посчастливится получить настоящий заказ, то он всегда старается выложиться максимально, продемонстрировать заказчику все грани своего дарования и широту профессиональной подготовки.
Жан Огюст Доминик Энгр окончил Высшую школу изящных искусств в Париже (он занимался в мастерской Жака Луи Давида) еще в 1801 году. После этого он поучаствовал в конкурсе на Римскую премию, и вполне успешно. За картину «Послы Агамемнона у Ахилла» он получил право отправиться на четыре года в Рим за государственный счет. Впрочем, в стране ситуация была непростая, и выплата гранта задержалась на целых пять лет. А пока Энгр получил небольшую стипендию и приятный бонус в виде бесплатной студии в монастыре капуцинок, реквизированном во время революции.

Жан Огюст Доминик Энгр. Послы Агамемнона у Ахилла. 1801

Но несмотря на всеобщее одобрение, которое его первые картины получили в Салоне, поначалу никаких заказов он не получал, и был вынужден рисовать автопортреты или портреты своих знакомых и родственников бесплатно. И только в 1805 году он получил свой первый настоящий большой заказ на целую серию семейных портретов.

Жан Огюст Доминик Энгр. Автопортрет. 1804

Жан Огюст Доминик Энгр. Бонапарт, первый консул. 1804

Заказчиком был месье Филибер Ривьер де л`Иль, чиновник высокого уровня, юрист императорского двора при Наполеоне. Он пожелал, чтобы Энгр выполнил отдельные портреты его самого, его супруги и дочери. Известно, что у Ривьера был еще и сын Поль, но его портрет почему-то заказан не был, что до сих пор повергает в недоумение всех исследователей. Судя по всему, заказчик, впечатленный портретом Наполеона, который Энгр выполнил в 1804 году (знаменитый и весьма неоднозначно принятый критиками «Бонапарт, первый консул»), предоставил молодому художнику полную свободу, и именно поэтому все три портрета получились абсолютно разными по замыслу, стилю и композиции.
Ривьеры жили в пригороде Парижа, в Сен-Жермен-ан-Ле, и художнику приходилось ездить туда на сеансы. За время, проведенное в их гостеприимном доме, он подружился с хозяевами, проникся уважением к месье Ривьеру и восхищался его супругой и дочерью. Юную Каролину он называл не иначе как «восхитительная дочь».
Самым традиционным в серии можно считать портрет главы семейства. Филибер Ривьер изображен наиболее официально. Он сидит в рабочем кабинете на роскошном, богато украшенном кресле в непринужденной позе. Рядом с ним стол, задрапированный красным бархатом, на котором размещены документы, связанные с его работой, и дорогие книги с золочеными корешками. Его рука заложена в прорезь жилета, что однозначно отсылает к типичной позе Наполеона. На другой руке, пальцы которой обхватывают львиную голову, украшающую ручку кресла, два кольца – тонкое золотое, видимо обручальное (но почему-то на мизинце), и эффектный перстень-печатка с античной геммой.
Энгр всегда уделял огромное внимание рукам своих моделей В данном случае он изображает холеную белую руку человека, которому безусловно посчастливилось не знать в жизни никаких проблем, уверенного в себе, удачливого, пользующегося благосклонностью сильных мира сего. Не случайно его рука машинально поглаживает золоченую львиную голову ручки кресла.
Ривьер смотрит на зрителя с любезной улыбкой, но в его взгляде можно увидеть и откровенное превосходство. Он знает себе цену, и предстает перед зрителем этаким вторым Наполеоном.
Картина выполнена в сдержанной гамме, тона зеленого фона (неужели это те самые модные обои, зеленый цвет которых получался при активном использовании мышьяка?), красной обивки кресла и перекликающейся с ней красной бархатной скатерти сознательно приглушены. Самым светлым пятном являются белоснежный шейный платок и белые панталоны месье Ривьера.
Надо признать, что Филибер Ривьер получился у Энгра человеком весьма обаятельным, но за внешней привлекательностью явно читается сильный и даже, возможно, жёсткий характер.

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments