nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. РИВЬЕРЫ
Часть 3. Мадемуазель Каролина

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Каролины Ривьер. 1805

Точно неизвестно, сколько лет было мадемуазель Ривьер, юной Каролине, когда Энгр начал работу над ее портретом. Исследователи указывают возраст от 13 до 16 лет. В настоящее время наиболее вероятным считается максимальный вариант – 16 лет. Но вот тот факт, что картина была написана в последний год жизни девушки, и что вскоре после того, как Энгр закончил портрет, Каролина умерла, к сожалению, подтвержден документально. Более того, картину очень часто рассматривают именно под этим углом, тщательно выискивая в энгровской работе намеки на последующую трагедию (девочка, скорее всего умерла от какой-то болезни, но смерть в таком юном возрасте всегда трагедия).
Портрет Каролины действительно принципиально отличается от портретов ее родителей. Во-первых, фигура девушки помещена на пейзажном фоне, а во-вторых, героиня изображена стоящей (поколенно), а не сидящей. Вероятно, такая поза позволила художнику наиболее убедительно передать ее расцветающую юную женственность, которую героиня сама еще не вполне осознает.
Фон портрета, откровенно отсылающий зрителя к ренессансным традициям, представляет собой безмятежный весенний пейзаж. Хотя на картине видны довольно конкретные детали: церковь с колокольней слева и какое-то строение с крепостными стенами справа, а также зеленеющие рощи и сиреневатые холмы на горизонте, скорее всего художник не ставил себе целью изобразить реальные окрестности Парижа. Пейзаж выполнен в нежных голубовато-зеленоватых тонах, и его свежесть и прозрачность подчеркивает юность модели и ее невинность. Фон не прорисован глубоко, он строится на использовании «плоских горизонтальных ярусов, на фоне которых фигура вырисовывается особенно четко, подобно барельефу».
Девушка тщательно и модно одета как будто для первого выхода в свет (этакая французская Наташа Ростова). На ней белое платье-шмиз, из достаточно плотного шелка с рукавами-фонариками, его неглубокий вырез отделан полупрозрачным муслином. Наряд дополняют желтые перчатки, закрывающие локоть, и роскошная белая песцовое или горностаевое боа. Единственное украшение – тонкий золотой пояс под лифом платья. Прическа Каролины также модная – гладко уложенные волосы, расчесанные на пробор и скрепленные сзади гребнями и заколками, которые зрителю не видны. Это называлось à la grecque. Еще более стильным считался тот вариант, что на портрете ее матери, когда лицо обрамляли завитые локоны, которым старательно придавался естественный вид.
Энгр, судя по всему, сосредоточился на передаче характера и внутреннего мира модели, для чего ему и понадобился пейзаж, но при этом как это часто бывало в его портретах, несколько отошел от анатомической точности в изображении лица и фигуры героини. В частности, и шея девушки, и ее нос кажутся чересчур удлиненными.
Каролина немного неуклюжа и нерешительна, но при этом открыта миру, который представляется ей местом интересным и доброжелательным, и с любопытством смотрит на зрителя. Она может считаться истинным воплощением юности, чистой и наивной, устремленной в будущее, и безмятежной в своем незнании жизненных трудностей и опасностей.
На Салоне 1806 года портрет Каролины Ривьер, также как и портрет ее матери, был принят довольно неоднозначно. Критику вызвала так называемая «готичность» работы, излишняя с точки зрения тогдашнего искусства точность и четкость линий, которая придала портрету сходство с работами Яна ван Эйка и других фламандских мастеров эпохи Северного Возрождения, которые как раз в то время были открыты заново. Энгра откровенно упрекали в подражании им. А некоторые зритель почему-то усмотрели нечто неприличное в изгибе мехового боа и в том, как оно сочетается с очертаниями фигуры под платьем.
Современные исследователи подчас упрекают Энгра чуть ли не в педофилии, отмечая, что он пишет совсем юную девочку как объект сексуальных желаний, акцентируя внимание на уже вполне чувственных формах ее тела, угадывающихся под платьем, и на пухлых губах. Эффект дополняют плавно изгибающиеся, почти змеиные линии перчаток и боа.
Сам Энгр никогда не видел все три портрета Ривьеров вместе после Салона 1806 года. Много лет спустя он попытался найти и соединить их для выставки 1855 года, но поскольку к тому времени все модели уже ушли из жизни (Каролина умерла в 1806 году, Филибер в 1816 году, а Сабина в 1848 году), то он так и не смог выяснить их местонахождение. Позднее обнаружилось, что все картины никуда не пропадали, а все время находились в парижской коллекции Поля Ривьера, единственного представителя семейства, которого Энгр не писал. В конечном итоге они были переданы в распоряжение Французской Республики наследниками Ривьера, но это случилось 1870 году, через три года после смерти самого Энгра.
Tags: анализ, истории, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments