Часть 1.

Джон Эверетт Миллес. Черный брауншвейгец (Черный брауншвейгский гусар). 1860
Не совсем понятно, с какого перепугу Джон Эверетт Миллес вдруг взялся за тему, связанную с наполеоновскими войнами. Но его биографы обычно утверждают, что художник всегда восхищался подвигами так называемого Брауншвейгского чёрного корпуса, добровольческого военного формирования в составе войск антинаполеоновской коалиции, которое было создано князем Фридрихом Вильгельмом Брауншвейг-Вольфенбюттельским в 1809 году. Название «Черные брауншвейгцы» появилось из-за того, что солдаты и офицеры корпуса были одеты в чёрную униформу, а на их головных уборах имелась нашивка в виде серебряной мёртвой головы. Романтически настроенные европейцы восхищались военными подвигами брауншвейгцев, их исключительным мужеством, а также и тем, что это подразделение понесло особенно большие потери в битве при Катр-Бра, предшествовавшей битве при Ватерлоо, в которой погиб и их командующий, герцог Фридрих Вильгельм. Иногда искусствоведы, не особо вникающие в военную историю, утверждают, что почти все черные брауншвейгцы погибли в битве при Ватерлоо, но вот как раз там на самом деле их потери были незначительными.

Рихард Кнетель. Линейная пехота брауншвейгцев в битве при Катр-Бра
Как бы там ни было, в 1860 году Миллес решает снова вернуться к теме любви и роковой разлуки, которую он уже начал в своей знаменитой картине «Гугенот» начала 1850-х годов. Вполне возможно, что ему захотелось вновь повторить тот успех, который принесла ему эта работа. И, в принципе, как показали дальнейшие события, он не прогадал. Вполне вероятно также, что Миллес нашел достойный повод заняться чисто художественными задачами и поиграть на контрасте белого атласа платья героини и черного сукна военной формы героя.

Джон Эверетт Миллес. Гугенот (Гугенот в День святого Варфоломея отказывается оградить себя от опасности, надев римско-католический значок). 1852-52
Итак, на картине изображен молодой красавец-брауншвейгец, который собирается отправиться на войну с Наполеоном. Его возлюбленная, одетая в бальное платье, пытается удержать его, закрывая дверь, в то время как он решительным жестом эту дверь открывает. Скорее всего эта сцена помимо общего восхищения черными брауншвейгцами, была вдохновлена знаменитым балом герцогини Ричмондской, состоявшимся 15 июня 1815 года в Брюсселе, с которого офицеры антинаполеоновской коалиции сразу же отправились, чтобы присоединиться к войскам для участия в битве при Катр Бра.

Роберт Александр Хиллингфорд. Бал герцогини Ричмондской. 1870
Сам Миллес в своем письме к жене Эффи Грей так писал о своем новом замысле:
«…Мне… очень повезло с моей темой, и Рассел <Уильям Ховард Рассел, военный корреспондент «Таймс», знакомый Миллеса> считает его первоклассным. Это связано с брауншвейгской кавалерией при Ватерлоо … Они были почти уничтожены, но проявили чудеса доблести… Все это у меня в голове, и я уверен, что это будет потрясающий успех. Костюм и обстоятельства настолько сильны, что я удивлен, что их никто не использовал раньше. Рассела это поразило, а он лучше всех знает вкусы публики. Нет ничего более одобрительного, чем его интерес, и он должен собрать для меня всю необходимую информацию…»
Продолжение следует…