nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

БОРИС КУСТОДИЕВ. ЕЛОЧНЫЙ ТОРГ. 1918


Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918

Борис Кустодиев обожал зимние праздники, но больше всего, конечно, Масленицу. Именно масленичным гуляниям и катаниям посвящена огромная часть его творческого наследия. А вот тему празднования Рождества и Нового года он почему-то обходил стороной. Хотя конечно, все его картины с тройками, балаганами, нарядной толпой на заснеженных улицах можно отнести к любому зимнему празднику, том числе и к Рождеству с Новым годом, ведь никаких конкретных примет, привязывающих сюжет к конкретному событию, нет.
Мне известна только одна картина Кустодиева, которая однозначно отсылает зрителя к радостной предрождественской суете. Это совсем небольшая работа «Елочный торг» (98х98 см), которая хранится в Краснодарском музее им. Ф.А. Коваленко.
Кустодиев написал ее в 1918 году, естественно по памяти, поскольку к этому времени он уже, во-первых, не мог ходить, а во-вторых, ну какие в 1918 году в России елочные рождественские базары. Хотя некоторые исследователи усматривают определенные узнаваемые приметы либо астраханского, либо костромского елочных базаров, существовавших в этих городах на рубеже 19-20 вв.
Но все-таки, на картине Кустодиева мы видим не реальную Россию, а почти сказочную и идеализированную русскую страну-сторону. И художник не случайно строит композицию картины так, что она становится похожей на театральную декорацию. Действие происходит на елочном базаре, куда за рождественскими елками пришли покупатели. Это самая разнообразная и пестрая толпа: дамы в дорогих шубках и почтенные господа, простые работяги и бедняки, и тут же дети и даже собаки и лошади, заправленные в сани. Все герои заняты одним делом, самым важным в это время года, - они выбирают подходящее дерево для праздничного украшения. Вся площадь гудит и бурлит.
Расположение фигур на картине, может показаться хаотичным: изображение легко мысленно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это впечатление. Однако очевидно, что такое построение композиции было изначально обусловлено и сюжетом, и общим художественным замыслом.
На базарной площади вырос целый еловый лес: здесь и огромные, высоченные раскидистые красавицы, густо припорошённые снегом, каждая из которых могла бы украсить городскую площадь или дворцовую залу, и совсем маленькие елочки, уже наряженные в яркие золоченые украшениями, перед которыми заворожено стоит маленькая девочка в розовой шубке.
Кустодиев представляет зрителю несколько таких сценок, как бы отдельных сюжетов: слева кучер в дорогих санях что-то оживленно объясняет состоятельной паре, видимо своим хозяевам; за ними бедно одетая женщина, закутанная в клетчатый платок, ведет за руку маленького ребенка, возможно они тоже будут покупать елку на деньги, которые специально копились несколько месяцев. На переднем плане мужчина в валенках и коротком полушубке (возможно, дворник или слуга) тащит огромную ель, к которой уже приделана крестовина, а на него с интересом смотрят две девочки в шубках с меховыми муфточками. Рядом с ними женщина в дорогой шубе. Возможно как раз это семейство и купило это роскошное дерево, и их работник несёт его домой.
И всю эту шумную и веселую людскую толпу (а мы, повинуясь волшебству художника, как будто сами слышим весь этот радостный гомон, детские крики, возбужденную речь, собачий лай и ощущаем свежий аромат хвои) осеняет огромный белоснежный собор с золочеными куполами, едва проступающий через морозную дымку.
Кустодиев вообще значительное место в этой работе отвел пейзажу: это и почти сказочный храм, и нарядные ели, и удивительное огромное темное дерево в голубых хлопьях снега, обрамляющее правый край картины. Самый яркий цветовой акцент смещен к правому краю полотна, это золоченая вывеска с изображением купца, которая расположена прямо над аркой, через которую толпа проходит на елочный базар. Она как будто задает начало движения в картине.
Кустодиев в данном случае придавал большое значение линии, рисунку и игре цветовых пятен, которые образуют цельное и гармоничное декоративное сочетание. А светотень, напротив, особого значения здесь не имеет, свет становится весьма условным. Закрытое облаками небо не имеет глубины, но купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет. Светлые тона картины умиротворяют и радуют, создают нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника. А образ храма, осеняющий суетящуюся толпу напоминает о глубоком смысле праздника, и придает картине неожиданное философское звучание.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments